ЖИВОПИСНОСТЬ — в реалистическом искусстве некоторые специальные свойства художественного исполнения, отражающие объективные качества предметного мира и характерные прежде всего для станковой живописи. Видимые глазом картины действительности никогда не бывают скопищем застылых форм, они так или иначе выражают жизнь, движение, изменчивость материального мира через непрестанное изменение его облика. Живописным и в натуре и в искусстве следует называть все, что ясно говорит глазу о такого рода динамике правдивой гибкостью (подвижностью) цветовых и световых отношений (см ), богатством контрастов (см.), мягкостью переходов и пр. В произведениях великих реалистов, таких, как Рембрандт, Веласкес, В. И. Суриков, И. Е. Репин, Ж. выступает как мощное художественное средство, передающее натуру со всей трепетностью жизни.
В реалистической практике Ж. не остается неизменным свойством, т. к. ее характер и «мера» обусловлены требованиями правдивости. Всюду, где Ж. становится самоцельной. она неизбежно сводится к внешнему приему, к манере, вырождаясь в формалистическую манерность. Чисто формальное понимание Ж. связано, как правило, с влияниями и пережитками упадочного искусства новейшего времени.
Термин Ж. применим также и к графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству (см.) — в соответствии с характером задач и изобразительных возможностей каждого из этих видов искусства.

Прокрутить вверх