Аркадий Александрович Рылов, известный русский живописец, родился 17 января 1870 года в селе Истобенское Орловского уезда Вятской губернии. Поскольку отец Аркадия страдал сильным нервным расстройством, то воспитывался Аркадий в семье отчима, который в то время служил в должности нотариуса в городе Вятка.
Все детство Аркадия Рылова прошло в Вятке, поэтому именно этому городу он посвятил большинство своих воспоминаний и творческих работ. Жила семья Рыловых на берегу широкой реки Вятки, в детстве Аркадий часто любовался заречной природой и живописными просторами лесов, озер и рек. Вятская природа пленила его настолько сильно своей красотой и величием, что он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, не один час проводить возле реки или более мелких водоемов, наблюдать за утками или небольшими лесными зверьками. Так, в своих воспоминаниях он позже напишет: «…жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами… Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез…»
В 1888 году Аркадий Рылов окончил среднюю школу в городе Вятка, а затем по рекомендации своих родственников отправился в Петербург для того, чтобы поступить в Центральное училище технического рисования имени барона А. Л. Штиглица. Учеба в училище длилась три года, но одновременно он посещал занятия в Рисовальной школе, которая находилась в ведомстве Общества поощрения художеств. Но неожиданно случалось так, что в момент творчества Аркадия Рылова призвали в армию. Отслужив положенный срок, он вновь вернулся в Петербург.
В 1893 году он становится студентом Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. Спустя год обучения в Академии, он получает приглашение от известного в то время художника А. И. Куинджи для совместной работы в его мастерской. Так, сбылась давняя мечта Аркадия Рылова. Погрузившись в творческий союз со своим учителем, он испытал на себе сильнейшее влияние не только его творчества, но и личностных характеристик своего наставника.
А. И. Куинджи был настоящим педагогом-энтузиастом, который всецело посвящал себя искусству живописи. Как человек, он с необыкновенной любовью и заботой относился к своим ученикам, а в случае острой необходимости помогал им и материально. Кроме того, на свои собственные средства А. И. Куинджи вывозил своих питомцев на практику не только в Крым, но даже и за границу.
Пережив на себе влияние художественного мастерства Куинджи, сам художник Рылов навсегда сохранил привязанность к романтическим и целостным образам, к особым приемам освещения, а также к декоративному пониманию цвета. Но при всем этом он никогда не отходил от основного правила, которому научил его А. И. Куинджи, — это работа на натуре. По мнению этого выдающегося художника, природа является самым первым и серьезным учителем любого живописца. Именно поэтому главное, чему старался научить Куинджи своих учеников — это искусству видеть, чувствовать и понимать природу. Вот почему дипломная работа Аркадия Рылова под названием «Набежали злы татаровья» получилась одновременно романтической и динамичной.
В 1897 году А. А. Рылов успешно заканчивает Академию художеств в Петербурге, получает звание художника и отправляется в поездку за границу. Он путешествует по Германии, Франции и Австрии, где подробно знакомится с искусством живописи других стран.
К началу 1900-х годов художественное мастерство Аркадия Рылова достигло своего совершенства. Будучи переполненным любовью к родному Вятскому краю, самые первые свои пейзажи, написанные после окончания Академии, Аркадий Рылов посвятил родной северной природе. Наиболее известными его работами в этот период стали: «С берегов Вятки», «Рябь», «Смельчаки. Кама».
Живя в Петербурге, Аркадий Рылов неоднократно посещал Финляндию, написанные там пейзажи северного края, принесли ему первую громкую известность. В Финляндии он создал такие живописные шедевры, как: «Весна в Финляндии» и «Тихое озеро». Именно в это время у Аркадия Рылова наметились излюбленные темы в творчестве, к ним относятся водная стихия и деревья, колышущиеся от ветра. Его учитель А. И. Куинджи объяснял такое предпочтение своего ученика его «врожденной любовью к природе».
В 1904 году у Аркадия Рылова появился новый живописный шедевр под названием «Зеленый шум». Над этой картиной он трудился в течение двух лет в своей мастерской, он очень внимательно наблюдал натуру и сделал множество этюдов в окрестностях Вятки и Петербурга. Каждого, кто видел это художественное произведение, поражало его необыкновенно молодое и радостное чувство, которым был пронизан пейзаж.
В картине «Зеленый шум» прочитывается историческая символика, а именно, славянский челн, виднеющийся за деревьями. Почему же картина получила такое название — «Зеленый шум»? Дело в том, что взглянув, однажды на картину, друг Рылова художник Богаевский тут же вспомнил и прочитал стихотворение Некрасова «Зеленый шум». И, действительно, лучшего названия для этой картины просто невозможно было придумать, так некрасовский стих навечно породнился с одной из лучших картин художника Аркадия Рылова, которая ознаменовала пик его дарования. В настоящее время один из вариантов картины «Зеленый шум» можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, а другой вариант представлен в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что благодаря картине «Зеленый шум» художник Аркадий Рылов пополнил ряды самых талантливых и известных пейзажистов России. За картину под названием «С берегов Вятки» А. А. Рылов получил именную золотую медаль во время выставки, проходившей в Мюнхене. Начиная с 1908 года, Аркадий Рылов являлся постоянным участников выставок Союза русских художников под руководством А. М. Васнецова.
В историю живописи период рубежа XIX-XX веков вошел как один из наиболее сложных периодов художественной жизни. В то время выставки организовывали самые разные объединения русских художников, между которыми достаточно часто возникало непонимание, взгляды многих художников в отношении искусства и целей творчества расходились. Несмотря на это, самого Аркадия Рылова всегда сопровождало искреннее, поэтичное и переполненное нежным чувством к природе искусство, а его картины можно было увидеть практически на всех выставках. Талантливого русского художника любили и знали поклонники живописи в Париже, там он был даже избран членом почетного жюри парижского Салона. При этом художник Рылов имел право представлять на парижских выставках свои картины без предварительного обсуждения жюри. В 1915 году художник Аркадий Рылов был удостоен звания академика живописи.
Оставаясь верным главному принципу живописи, А. А. Рылов всегда стремился находиться как можно ближе к природе. Так, в течении двенадцати лет он неизменно посещал живописные берега реки Оскол Воронежской губернии. Там находилась усадьба его приятеля по училищу А. П. Рогова, которые впоследствии стал художником по мозаике и по совместительству работал преподавателем Петербургской Академии художеств. Оценив по достоинству красоту этих мест, Аркадий Рылов построил небольшую мастерскую на опушке леса, откуда открывался живописный вид на реку Оскол. Творческая мастерская Аркадия Рылова напоминала небольшую сказочную избушку, благодаря многочисленным резным украшениям. Позднее художник запечатлил свою мастерскую в этюде, который назывался «Красный домик».
Летом, находясь на лоне природы, Рылов наслаждался наблюдением не только красотой натуры, но и наблюдал за животными, птицами и даже насекомыми, обитающими в местном лесу. Кроме того, ему нравилось проводить время возле реки Оскол, неважно было ли это утро, день или поздний вечер. Таким образом, уже сама природа с берегов реки Оскол дополнила гамму красок в палитре эстетических переживаний художника. Особенно это было выражено в изменении сюжетов, цветовых оттенков, а также в тематике. Наиболее известными картинами А. А. Рылова, написанные за время его пребывания в Воронежской губернии, стали: «Весна на Осколе», «Весеннее утро. Река Оскол», «Весна. Река Оскол», «Осока» и еще некоторые другие живописные произведения. Сегодня эти картины хранятся в музеях разных городов России — в Санкт-Петербурге, Москве, Калуге, Костроме и в Казани.
Почти все живописные полотна Аркадия Рылова эпичны по настроению и словно являются некими предчувствиями или прологами возникновения чего-то совершенного. Ярким подтверждением тому является картина А. А. Рылова, которая называется «Полет лебедей над Камой» или “В голубом просторе”. Картины была написана в жутких условиях ледяного Петрограда. Как вспоминал автор, что в его самоваре замерзала вода, а он сам был вынужден спать под двумя одеялами и шубой.
Но не смотря на суровые условия, эта картина по своему настроению невероятно мажорна и динамична. Волны разбиваются о красные скалы далекого острова, на вершинах которых еще лежит снег. Легкий парусник покачивается на волнах, а белые лебеди парят над водой. Так, величавая и суровая природа русского севера встречает утро нового дня. Образ белых лебедей вызывает чувство легкой радости, необъятного простора и света. Сама картина глубоко символична, ведь написанный художником образ был использован, прежде всего, в идеологических целях. Так, например, изображение художником бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ознаменовали собой революционные волнения, происходившие в те годы в стране.
Уже в советский период содержательная сторона живописи Аркадия Рылова существенно изменилась. Теперь главным объектом его художественных произведений становится хозяйственная деятельность простых русских людей, включенная по-прежнему в контекст живописного пейзажа. В качестве наиболее известных его работ можно отметить следующие произведения: «Трактор на лесных работах», «Ленин в Разливе» и другие.
Для воплощения темы «Ленин в Разливе», к которой обращались многие художники, Рылов избрал немногословную, но полную романтического пафоса композицию: Ленин изображен идущим по берегу Финского залива на фоне высокого и тревожного неба. Это колористическое напряжение корреспондирует с масштабностью проблем, над которыми размышлял вождь в загородном уединении: здесь он завершил один из своих фундаментальных трудов — «Государство и революция», в котором сформулировал роль насильственной революции в деле «перевоспитания масс», а также поставил конкретный вопрос о вооруженном восстании и свержении Временного правительства.
Следует отметить, что для картин Аркадия Рылова характерен жизнеутверждающий настрой, который исходил, прежде всего, из мироощущения самого художника.
Известен тот факт, что А. А. Рылов очень любил животных и был проницательным анималистом. Он внимательно изучал их поведение и привычки, а животные проявляли к нему невероятное доверие, его любили и птицы и звери. Кстати, в мастерской у Аркадия Рылова располагался целый живой уголок, где жили такие животные, как обезьяна, зайцы, белки, птицы и некоторые другие животные. Художник покупал из на рынке или из чувства жалости подбирал больных и слабых животных, выхаживал и выкармливал их, а весной отпускал на волю. Звери и птицы, словно чувствуя доброту и чуткость художника, совсем не боялись его. В результате пристальных его наблюдений за братьями нашими меньшими, у художника Рылова родилось несколько художественных произведений, таких как «Лесные обитатели», «Автопортрет с белкой» и другие картины. В 1936 году Аркадий Рылов даже написал книгу очерков о природе под названием «Когда это бывает», в которой поместил собственные иллюстрации, написанные акварелью.
Еще немногим известно, что Аркадий Рылов обладал педагогическим даром. До начала революции у него учились ученики в классе рисования животных в школе, находившейся при Обществе поощрения художеств. Также он преподавал рисование и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. В основе его преподавательской деятельности были заложены приемы почитаемого им учителя А. И. Куинджи. Советы и наставления самого А. А. Рылова ценили не только его ученики, но и уже известные и талантливые художники. Уважали его и за редкую душевную чистоту и безграничную любовь к людям.
Выдающийся мастер живописных пейзажей Аркадий Александрович Рылов скончался 22 июня 1939 года в Ленинграде. Узнав печальное известие о смерти своего друга, М. В. Нестеров писал: «Рыловых природой отпускается очень, очень скупо». Удивительной характерной чертой его творчества являлось особенное видение, на первый взгляд, самых простых объектов природного мира. Впечатления от увиденного переполняли художника. В своих произведениях он самым прекрасным образом не только воспел красоту и самобытность русской природы, но и напомнил всем нам о том, что мы должны быть в ответе за ее сохранность и процветание.
The post Аркадий Рылов: Гамма красок в палитре эстетических переживаний first appeared on Арт-Торги.
Powered by WPeMatico