Аэрография: «Девальвация живописи с помощью механического аппарата»

Аэрография сегодня признана разновидностью декоративно-прикладного искусства. С помощью аэрографии изображения смотрятся очень эффектными и достоверными, но лишь малая часть профессиональных художников используют ее для написания традиционных картин.. Художники используют жидкие или порошковые краски, которые распыляются под давлением. Изображениями, созданными с помощью этой техники, часто украшают автомобили и мотоциклы, ее используют в моделизме, в интерьерах развлекательных центров, кафе и ресторанов, предметов обстановки жилых и коммерческих помещений, в создании фресок, в текстильном дизайне, в полиграфии, в росписи игрушек, стекла и керамики. Также есть ряд уличных художников, которые работают с красками в баллончиках, создавая интересные «космические картины».
Кроме того, аэрография используется при изготовлении рекламных конструкций и декораций. С помощью особых, безвредных для здоровья человека красок аэрографом наносят макияж на тела моделей в боди-арте и грим на лицо или руки артистов в ходе съемок фильмов.
Аэрография. Ганс Рудольф Гигер
Аэрография (от греческих слов «aero» и «grafos» — «воздух» и «пишу») — это искусство художественной росписи с помощью специального пневматического устройства, разбрызгивающего краску. Аэрография позволяет создавать фактурные разноцветные изображения практически на любых поверхностях. Работа с этой техникой не отличается особой сложностью, но требует от художника наличия базовых умений обращения со специнструментом – аэрографом.
Главная отличительная черта аэрографии – возможность создавать плавные переходы цвета, придавать рисункам объемность, достигать фотографической достоверности изображения. Краски наносятся на специально подготовленную поверхность и позже фиксируются лаком. Благодаря мелкодисперсному распылению художники могут достигать глубины и фактурности рисунка, которые недостижимы при помощи обычной кисти.
Аэрография в наши дни востребована в самых разнообразных сферах деятельности человека.
Первые попытки применения техники аэрографии в истории человечества зафиксированы в глубокой древности, в эпоху палеолита. По самым скромным подсчетам ученых возраст обнаруженных в пещерах изображений составляет около 30 000 лет. Древние художники использовали трубчатую кость или толстую соломинку, через которую выдували краску на стены пещер, используя в качестве трафарета собственные кисти рук.
Аэрография. Образец древней аэрографии эпохи палеолита. Около 30 000 лет до нашей эры

Современная история аэрографии началась лишь в XIX веке, когда в 1876 году американский предприниматель Фрэнсис Эдгар Стэнли создал ручной прибор для раскрашивания и ретуши фотографий (прибор мелкодисперсного разбрызгивания краски) — первый образец аэрографа, на который Фрэнсис Эдгар Стэнли оформил авторский патент.

Разработанный Стэнли прибор усовершенствовал ювелир Эбнер Пилер, подключив прибор к ручному компрессору. По мнению Пилера, его изобретение могло быть использовано для живописи акварелью. Три года спустя он продал патент компании «Liberty Walkup», и уже осенью 1884 года были проданы первые 63 аэрографа, покупателями которых стали фотографы. Несколько позже прибор усовершенствовали, теперь поток воздуха и краски можно было регулировать одной кнопкой – и одной рукой. Первым художником, который стал использовать аэрографию в живописи, стал американский импрессионист Уилсон Ирвайн.
В 1882 году права на патент приобрел Либерти Уолкап, на основе которого он создал аэрограф двойного действия. Спустя 6 лет Уолкап основал первую компанию по промышленному производству аэрографов — Аirbrush Мanufactoring Сompany. Эти приборы первоначально предназначались для ретуширования и раскрашивания фотографий.

В Европу аэрограф попал только в 1893 году, а в 1900 году открылась компания Чарльза Бредика «Aerograph», которая выпускала продукцию, весьма схожую с современными «воздушными кистями». Аэрграфы стали использовать в промышленности – например, с их помощью наносили узоры на машинки «Зингер», расписывали ткани. Несколько лет спустя Ман Рей, один из отцов-основателей дадаизма, очень заинтересовался техникой аэрографии и использовал ее в своих работах, которые в 1920 году показал в Париже на выставке «Первый напыленный объект». Критика встретила новшество в штыки, назвав новаторство Ман Рея «девальвацией живописи с помощью механического аппарата».

Аэрограф использовали при создании плакатов, иллюстраций и афиш. Известно, например, что сестра Владимира Маяковского – художница и дизайнер Людмила Маяковская – помогала брату с созданием плакатов Окон РОСТА и использовала для этого аэрограф. Маяковская была руководителем аэрографного цеха московской Трехгорной мануфактуры, где технику «воздушной кисти» применяли для создания новых способов декора ткани.

До начала 30-х гг. ХХ века основной сферой применения аэрографии оставалось фотоискусство, она долгое время была незаменимым помощником фотографов при ретушировании снимков. В СССР с помощью аэрографа ретушировали фотографии советских партийных деятелей, удаляя со снимков нежелательных персон.
Индустриализация и бурное развитие машиностроения повлияли на резкий всплеск интереса к аэрографии со стороны владельцев автомобилей. На капотах машин начали появляться художественные изображения животных и птиц, причудливых орнаментов и рисунков. Увлечение новой техникой росписи для украшения авто и автомобильных аксессуарах быстро стало массовым сначала в США, а позже и в Западной Европе.
Благодаря усилиям известного американского мастера Альберто Варгаса  в 1930-1950-х годах XX века аэрография проникла в пин-ап . Американец перуанского происхождения покорил зрителей красочными и эффектными изображениями сексуальных девушек, нарисованных с помощью аэрографов. В годы Второй мировой войны рисунками полуобнаженных девушек пестрил журнал «Esquire». Его мастерское владение аэрографом было отмечено премией Vargas Award, которую ежегодно присуждает авторитетный журнал Airbrush Action Magazine.
Аэрография. Альберто Варгас
Значительный вклад в популяризацию аэрографии также внес художник Джордж Петти. Он на протяжении 30 лет на собственной студии занимался созданием картин в стиле пин-ап. Репродукции его работ часто украшали фюзеляжи военных американских самолетов.
В 1960-е аэрограф стали использовать представители поп-арта – Аллен Джонс, Энди Уорхол, Джексона Поллока и Питер Филлипс. На Парижской биеннале 1972 года «реализм, доведенный до совершенства» стал одним из главных событий выставки: аэрография получила признание и свое место в мировом изобразительном искусстве.
Позже приобрели известность другие мастера аэрографической живописи: Геррино Боатто,  Ганс Рудольф Гигер, Ренато Касаро,  Хадзиме Сораяма.
Ганс Рудольф Гигер. Позитивный ресурс. 1970
Аэрография. Хадзиме Сораяма
В настоящее время аэрографии можно увидеть практически в любой отрасли и это техника остается востребованным способом самовыражения не только художника, но и его заказчика. Среди произведений, выполненных в этой технике, всегда найдутся настоящие шедевры искусства.
Чтобы понять принципы работы с аэрографом, узнать всё про оборудование и материалы для рисования аэрографии, можно найти курсы по «Основам аэрографии» , на которых вы можете:
  • Научиться делать упражнения на моторику рук;
  • Отличать укрывистость и прозрачность красок, добиться нужного оттенка, знать правила нанесения и смешивания красок;
  • Видеть свет и тень, создавать живые, объемные рисунки с детализацией;
  • Делать опорные трафареты, эскизы в фотошопе, переносить изображения на любую поверхность;
  • Создавать различные текстуры, научитесь рисовать шерсть животного, кожу человека, волосы и другое;
  • Рисовать реалистичные картины на любой поверхности, от бумаги и холста до стен и автомобилей.

Сферы применения аэрографии огромное и Вы всегда сможете на этом зарабатывать и самовыражаться.

The post Аэрография: «Девальвация живописи с помощью механического аппарата» first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх