Василий Тропинин: Типические образы русской жизни и бытовые сцены

Среди русских живописцев, портретист, представитель московской школы XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.

Автопортрет на фоне кремля (окно в мастерской художника), 1846

Василий Тропинин родился 19 марта (30 марта по новому стилю) 1776 года в селе Корпово Новгородской губернии (ныне деревня Корпово, Чудовский район, Новгородская область) в семье крепостного, принадлежавшего графу А. С. Миниху.

Отец его был управляющим в имении графа А. С. Миниха; будучи крепостным, он получил вольную от своего владельца за хорошую службу, что, однако, не избавило от крепостного состояния его детей. В качестве приданого за дочерью Миниха будущий художник еще в детство перешел во владение графа И. И. Моркова. Последний, несмотря на очевидные художественные способности Тропинина, отдал его в обучение петербургскому кондитеру.

Лишь в юношеском возрасте будущий портретист получил разрешение посещать Академию художеств, в которую, ввиду крепостного положения, был зачислен «посторонним учеником». Обучаясь у С. С. Щукина, Тропинин своими успехами вскоре обратил на себя внимание. Из боязни, что ценители таланта юноши начнут хлопотать об его освобождении от крепостного состояния, Морков не дал ему кончить академического курса и отозвал в новое имение Кукавку Полтавской губернии.

Здесь Тропинин выполнял обязанности лакея и кондитера,но, кроме того, имел многочисленные заказы на художественные работы, благодаря которым приобретал мастерство и все большую известность как портретист.

Василий Андреевич Тропинин – Семейный портрет графов Морковых
1813

К 1800 — 1810-м годам относятся написанные на Украине портеты А.Тропининой — жены художника, сына (1818 г), членов семьи Морковых (1810-е гг.). Тропинин много писал с натуры украинских крестьян, девушек, а также жанровые сцены (например, «Свадьба в Кукавке»). Украинские впечатления питали творчество мастера и впоследствии, послужив материалом для таких образов, как «Пряха», «Мальчик с жалейкой» и др.

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Василий Андреевич Тропинин – Нищий старик
1823

В 1823 году в возрасте 47 лет художник получил наконец свободу и вскоре представил в Совет Академии на соискание звания академика три картины: «Кружевница» , «Старик нищий» и «Портрет художника Е. О. Скотникова». Однако просимое звание он получил через год за «Портрет медальера Леберехта». Тропинин отверг предложение остаться в Петербурге. «Все-то я был под началом, да опять придется подчиняться, то Оленину, то тому, то другому… нет, в Москву», — говорил он.

Василий Андреевич Тропинин – Кружевница

В Москве прошла вся дальнейшая жизнь мастера. Здесь в 1820?1830-е годы написаны многие значительные его работы — портреты Булахова, Равича, жанровые портреты крестьян (например, «Крестьянин, обстругивающий костыль», 1834, ГТГ) и др. В 1827 году по заказу С. А. Соболевского, друга А. С. Пушкина, он написал известный портрет поэта Пушкина А.С.

Василий Андреевич Тропинин – Портрет А. С. Пушкина
1827

Автопортрет Тропинина написан художником в поздние годы жизни. Перед нами пожилой мастер, спокойно глядящий перед собой. Тропинин как бы подводит итог прожитой жизни, являя собой спокойного, несмотря на пережитые грозы, человека, достигшего прочного положения, устойчивой славы, которая значительно отличается от громкого и быстротечного успеха петербургских мастеров.

С 1833 Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Интересы художника тесно связаны с именем Жана Батиста Грёза. Этого живописца Тропинин копировал всю жизнь, “цитировал” и даже откровенно заимствовал композиции его отдельных работ. Таковы, например “Девочка с яблоком” (единственная сохранившаяся работа Тропинина академического периода) и “Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке”, показанной на академической выставке 1804 года и принесший первое признание автору. За Тропининым закрепилось имя “русского Грёза”, которое не просто определяет его место в национальной живописи, а указывает на органичную связь с искусством французского мастера. Если в работах голландцев и фламандцев Тропинин находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиями в области жанра, то с Грёзом его сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим. Тропинин видел работы Грёза в подлинниках – в Академии художеств, в Эрмитаже, позже – в частных собраниях. Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника.
Василий Андреевич Тропинин – Девушка с яблоком. Этюд
1840~

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 мая (15 мая по новому стилю) 1857 в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 г. в Москве был открыт Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени.

The post Василий Тропинин: Типические образы русской жизни и бытовые сцены first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх