Александр Беггров: Мачта, рея, парус, все детали паровых судов для него были привычными вещами…

Корабли он знал в совершенстве. Мачта, рея, парус, все детали паровых судов для него были привычными вещами. Критикуя каждую картину с судами, где были допущены малейшие неточности, ворчал: „Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдет? Скажите, какой вздор!“

Всё это о замечательном русском художнике-маринисте, акварелисте Беггрове Александре Карловиче — одном из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX — начала XIX века, но как и многие незаслуженно забытом.

Искусство у него было как бы между прочим, хотя это не мешало ему быть постоянным поставщиком морских пейзажей, вернее — картин, изображавших корабли и эскадры.

17(29) декабря 1841 года родился Александр Беггров в Санкт-Петербурге, в семье акварелиста и литографа немецкого происхождения Карла Иоахима Беггрова, академика Императорской Академии художеств. Унаследовав от отца художественные способности, Александр Карлович тем не менее стал морским офицером. Учился в Инженерно-артиллерийском училище Морского ведомства. В 1863 принял офицерскую присягу и поступил на службу во флот. Сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871—1872 гг.

Его первое знакомство с морем состоялось во время морского парада в 1859 году при открытии памятника императору Николаю I. Морской парад и сверкающее водное пространство произвели на юношу настолько сильное впечатление, что он поспешил запечатлеть увиденное на бумаге. Рисунки получились настолько хороши, что были по достоинству оценены начальством и после производства в офицеры, в 1863 году в чине прапорщика Беггров поступил на службу на Императорский Балтийский флот и был послан Военным ведомством в кругосветное путешествие. В первый раз это случилось на фрегате «Ослябя» а второй раз — на фрегате «Александр Невский». Так случилось, что плавание Александра Беггрова на фрегате «Александр Невский» по Балтийскому морю закончилось трагедией: в 1868 году судно потерпело крушение и затонуло у берегов Дании. Беггрову вместе с большей частью экипажа удалось спастись. Благодаря этому случаю он познакомился с Алексеем Боголюбовым: тот по заданию главного морского штаба должен был написать полотно о гибели фрегата. Александр Беггров передал маринисту свои эскизы с места происшествия. Вскоре знакомство с Боголюбовым помогло ему поступить в Императорскую Академию художеств вольноприходящим учеником.

«Императорская яхта «Полярная звезда». 1892 год, акварель

Лишь в 1870 г., вполне взрослым человеком, он начал посещать Петербургскую Академию Художеств в качестве вольнослушателя в пейзажном классе профессора М. К. Клодта . В 1874 году выходит в отставку и уезжает в Париж и продолжает образование  у Ж.-Ф. Бонна и А. П. Боголюбова. Во Франции его излюбленными мотивами были виды прибрежных районов — Трепора, Гавра, Конкарпо. Море надолго захватывает воображение художника, утверждается в качестве главной темы творчества. Там он несколько лет занимался у Боголюбова и познакомился с русскими передвижниками: Ильей Репиным, Василием Поленовым, Константином Савицким.

В своих ранних произведениях Александр Беггров еще не вполне самостоятелен. В это время Беггров находится под влиянием популярного французского мариниста Э. Изабе. В 1873 г. за выставленные в АХ работы «Вид юрода Канеи на острове Кондии», «Императорская яхта «Держава»», «Пароход «Великий князь Константин»» А. Беггров был удостоен малой серебряной медали.

«Шевенинген. Починка рыбачьих судов». 1877 год,Холст, масло. 33 x 46.3 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Он был коренаст, ходил твердо, как все моряки. Лицо всегда строгое, и, если иногда засмеется на секунду, то и тогда выражение лица не изменялось, как будто смех исходил от другого. Рабочие на выставке его боялись. Он всегда находил, за что их побранить… Он тратил на вещи иногда порядочную сумму, а сердился за перерасходованный пятачок.

С 1874 г. он принимает участие в выставках ТПХВ, а с 1876 г. становится полноправным членом товарищества. У А. Беггрова в 1870-80-х гг. появляется интерес к оживлению пейзажа фигурами людей — стаффажем. Наряду с морскими видами он теперь все чаще пишет городские. Показанная на VII передвижной выставке картина «Набережная Невы» (1876) положила начало циклу петербургских пейзажей художника. А. Беггров писал не только масляными красками, он охотно работал акварелью.

«Пристань на Неве». 1885 ujl. Холст, масло. 50.5 x 80 см. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого
«На палубе фрегата «Светлана», 1884 год Центральный военно-морской музей, С-Петербург

В 1875 году, в связи со смертью отца, возвращается в Россию.

Фрегат „Меркурий“ 1879 год, Центральный военно-морской музей, С-Петербург

В 1885 г. художник выступил одним из учредителей «Общества русских акварелистов». Акварелью выполнены многие виды Петербурга, Венеции, Нормандии. Будучи морским офицером и художником Морского ведомства, Беггров участвовал в нескольких кругосветных экспедициях. Его работы посвящены морской тематике — видам портовых городов, изображению известных морских судов («Набережная Невы», 1876; «Гавр», 1876; «Вид Петербурга», 1882; «Салон броненосца «Чесма»», 1902; «Венеция», 1906, и др.).

«Орудийный каземат фрегата «Ослябя», ранее 1914 год — Центральный военно-морской музей

В 1892 году Александр Карлович поселился в Гатчине на улице Александровской (ныне Володарского под № 33). До наших дней он не сохранился . Он облюбовал болотистый пустырь, купил его и начал устраивать свое хозяйство. Построил дом и во двор отовсюду свозил мусор, щепу, навоз. Завалил болото, удобрил почву и развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. По величине и вкусу нигде кругом не было подобных ягод.

«Императорская яхта «Штандарт», 1892 год — Центральный военно-морской музей

Беггров являлся экпонентом Всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1900), за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» удостоен в 1878 году высшей награды на Всемирной выставке в Париже.

«Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей», 1878 год, Холст, масло. 75 x 135 см, Государственный музей А.С.Пушкина, Москва

В 1899 г. Петербургская АХ удостаивает его звания академика живописи, а в 1912 г. он уже ее почетный член. При жизни художник пользовался большой известностью. Его работы воспроизводились в таких популярных журналах, как «Нива», «Север», «Всемирная иллюстрация».

Петербург со стороны Невы. 1899

В последний раз он выставил свои работы в 1912 году. В этом же году он пожертвовал крупную сумму 63900 рублей в фонд Академии художеств для помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам. Последние годы А.К. Беггров болел неизлечимой болезнью; частые приступы изнурительных страданий все больше и больше отнимали покой, надежду на выздоровлении. Последние месяцы он как будто подводил итог жизни: свои оставшиеся произведения частью продавал, частью раздавал своим знакомым, дарил художественные принадлежности, некоторые сжигал; постоянно говорил о смерти, и уже практически не брался за кисть.

В ночь с 14 на 15 апреля 1914 г. А. Беггров, измученный болезнью, покончил с собой выстрелом в сердце.

«Ночь на реке». 1891 год, Холст, масло. 27.5 x 39.5 см,Частное собрание

Похоронен Александр Карлович Беггров был 17 апреля 1914 года в лютеранской части Гатчинского городского кладбища рядом с женой Люсией Беггровой. На похороны пришло много народу попрощаться с ним. На гроб покойного были возложены венки от Президента Академии Художеств великой княгини Марии Павловны, от общества передвижников, от друзей и знакомых. Там и сейчас можно видеть мраморный памятник. Скромная надпись на нем указывает, что здесь похоронен академик Александр Карлович Беггров, скончавшийся в 1914 году…

The post Александр Беггров: Мачта, рея, парус, все детали паровых судов для него были привычными вещами… first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх