Франсиско Хосе де Гойя — и — Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшом городишке Фуэндетодос, близ Сарагосы. Отец — мастер позолотчик, мать — дочь обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли не пол-Испании). С 1760 года будущий великий художник учится в Сарагосе, а в 1769 году отправляется в Италию, где через два года получает вторую премию Пармской академии художеств за картину на античную тему. Как это часто бывает, в истории не осталось имени обладателя первой премии. Легенда приписывает молодому Франсиско дерзкий налет не женский монастырь в Рими, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки, последовавшую за этим дуэль, из которой Гойя вышел победителем. Подтвердитьь случилось ли это на самом деле, не сможет уже никто. Гойя возвращается в Сарагосу и начинает деятельность профессионального живописца, занимаясь церковными фресками.
В 1773 году Гойя приезжает в Мадрид и через некоторое время начинает работать над картинами, которые служат образцами для ковров Королевской шпалерной мануфактуры. Его друг, художник Франсиско Байеу знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Жозефой, Гойя от нее в восторге — он немедленно влюбляется и соблазняет девушку. Однако жениться отнюдь не спешит и вынужден сделать этот шаг, когда Жозефа уже на пятом месяце беременности. Следует также учесть, что на то время брат жены является для Гойи «начальством» — художник трудится в мастерской Байеу. Родившийся мальчик прожил не долго и вскоре умер. Всего же супруга художника родила пять (по некоторым сведениям — шесть) детей из которых выжил лишь сын Хавьер.
Между тем быстро растет популярность Гойи в придворных кругах — в основном как портретиста. В 1780 году его избирают в Мадридскую академию художеств, с 1785 года он становится ее вице-директором, а с 1795 года — директором живописного отделения. Как только Гойя получает возможность знакомства с придворными дамами, он словно забывает Жозефу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила моделью для Гойи — он написал всего один ее портрет. Таинственная болезнь Осенью 1792 — зимой 1793 годов Гойю поражает тяжелая болезнь, которая заканчивается полной глухотой. Хотя дело могло быть и похуже: художник чувствовал слабость, сильные головные боли, он отчасти потерял зрение и какое-то время был парализован. Исследователи полагают, что все это были последствия застарелого сифилиса, полученного в молодости. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника.
Среди придворных аристократок самой желанной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Один из современников писал о ней так: «Нет в мире более прекрасной женщины. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею». Гойе удалось познакомиться с Альбой. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить!» Их роман продолжался семь лет — до самой смерти Альбы. В 1796 году умер престарелый муж герцогини, и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Видимо, чтобы слезы не были слишком горькими, Гойя поехал с ней, и они несколько месяцев прожили вместе. Когда потом они вернулись в Мадрид, Альба покинула Гойю, предпочтя ему высокопоставленного военного. Художник был уязвлен и оскорблен, но разлука оказалась не окончательной.
«Неужто у меня на самом деле столь сладострастное лицо?!» — удивленно воскликнула молодая актриса Рита Молинас, глядя на свой только что законченный Гойей портрет. Художник обладал даром сделать свою картину «эротической, а не просто сладострастной», как выразился критик Андре Мольро. В 1799 году Гойя достигает вершины своей карьеры — его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года). В том же 1799 году (какое совпадите!) Альба возвращается к Гойе.
Полотна «Маха одетая» и «Маха обнаженная» были написаны с герцогини около 1802 года.
В том же 1802 году Альба скоропостижно скончалась. Альба изображена совершенно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Boзлюблeннaя позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое». И как в воду глядела.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение и гнев Сант-Оффицио (святой инквизиции). Некоторые наиболее ревностные церковники объявляли Гойю чуть ли не дьяволом, раз он смеет не просто изобразить такое, но и вдохнуть пылкую жизнь в свои полотна, сделать этих обнаженных женщин таинственно притягательными. По счастью для Гойи и, к началу XIX века инквизиция уже в значительной степени потеряла свое всесилие, характерное для’ XV столетия, времени великого инквизитора Томаса Торквемады. Кроме того, у художника нашлись влиятельные покровители при дворе. Но вообще же костры по-прежнему пылали, хотя и не столь массово (например, в 1810 году в Испании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве). А окончательно инквизиция была отменена только в 1834 году.
«Maxa — женский род от «махо». Нынче это слово в нашем языке трансформировалось в «мачо» — этакого самца, сексуального супермена и т.п. В Испании же того времени махо были представителями городских низов со значительным вкраплением уголовного элемента, гуляками, пьяницами, хранителями национальных традиций — даже в одежде: длинный плащ, шляпа с полями или головной платок. И даже представляли собой определенную политическую силу. Маха — подруга махо, женщина — легкого поведения, но все же не проститутка в общепринятом смысле. К теме свободных от условностей красавиц — мах Гойя обращался не раз: «Маха и поклонники», «Танцующая маха», «Махи на балконе». В этих картинах он прославлял страстность чувств и откровенность намерений и мыслей, противопоставляя их холодному классицизму.
С годами живопись Гойи становится все мрачнее — иногда зловещие фигуры на полотнах едва выступают из тьмы. Художник «обращается к инфернальной теме: «Созывают ведьм», «Шабаш ведьм. Большой козел» (как известно, дьявол на шабаше часто является своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др. Самый знаменитый офорт Гойи — «Сон разума порождает чудовищ».
Целые серии посвящены аутодафе и ужасам войны. Последние работы сделаны под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию. В 1812 году умирает жена Жозефа. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Гойя остается «совсем один.
Гойя впервые изобразил демонов, которые позже будут часто встречаться в его творчестве — особенно в сериях офортов. Черные чудовища на фоне алого зарева контрастируют с белизной простыней и бледностью лица умирающего. Свет, который излучает образ святого Франциска Борджна, а также струйки Христовой крови из распятия, которое он держит в руке — это то самое чудо, благодаря которому грешник покается и избежит ада…
«Святого Франциска», как и многие другое картины Гойе заказал его давний поклонник герцог Осуна.
В 1814 году Гойя вновь удостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. Однако этого ему уже не нужно. Разочарованный и больной, художник отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», то есть «Дом Глухого». Стены своего жилища он изнутри расписывает мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами» (позже они были перенесены в музей Прадо) — например, «Сатурн, пожирающий Детей». Все они — плод видений и галлюцинаций художника.
До наших дней «Дом глухого» не сохранился, а эту работу мы знаем благодаря копии, которую в конце XIX века сделал художник Сальватор Мартинес Кубельс, переведя фреску на холст по заказу банкира Эмиля д`Эрлангера. Работу планировалось показать на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Однако, на фоне получивших признание импрессионистов, темное полотно осталось без внимания, так что купить его никто не решился. В 1881-м году он был преподнесён в дар музею Прадо, где хранится до сих пор.
Судьба снова улыбается Гойе и он знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца. Леокадия начинаут изменять мужу с 68-летним художником, и вскоре супруг разводится с ней, уличив в «непорядочном поведении и супружеской неверности». В 1814 году у Леокадии родилась девочка, которую назвали Розаритой. Престарелый отец души не чает в дочурке. В последние четыре года жизни Гойя в силу ряда причин (в основном — опасаясь преследования в связи с приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольное изгнание. В 1824 году вместе с Леокадией и Розаритой он навсегда покидает Испанию и поселяется в небольшом домике, окруженном садом, в предместье французского города Бордо. Здесь он вновь обретает спокойствие духа. На старости лет Гойя избежал одиночества — он умер в кругу семьи и на на семнадцатый день после своего 82-го дня рождения.
The post Франсиско Хосе де Гойя: «Сон разума порождает чудовищ» first appeared on Арт-Торги.
Powered by WPeMatico