БЫТОВОЙ ЖАНР — область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни; термин употребляется, преимущественно, в отношении к живописи и равнозначен здесь выражениям «жанровая живописи» и «бытовая живопись».
Как самостоятельный раздел искусства, Б. ж. оформился в основном в XVII веке. Он представлен в это время прежде всего произведениями мастеров голландской школы: Питера де Хоха, Остаде, Стена, Терборха, Вермеера Дельфтского и др. В их творчестве сложились некоторые специфические особенности Б. ж: глубокий интерес к многократно повторяющимся сценам и событиям обыденной жизни, наличие простого, безыскусственного сюжета, повествовательные элементы в его трактовке, психологическая тонкость в обрисовке характеров, общий интимный тон произведения (с чем связан обычный для жанровых произведений небольшой формат, тщательность и проработанность выполнения) и т. д. В XVIII в. в Б. ж. все более проникают морализирующие и сатирические тенденции (Грёз, Хогарт). Широкое распространение во всех национальных школах Б. ж. получил в XIX в., являясь одним из передовых форпостов реализма и все более проникаясь демократическими настроениями (напр., во Франции в творчестве Милле, Курбэ; в Германии — Менцеля, Лейбля и т. д.).
Новое слово в развитии Б. ж. было сказано русскими реалистами XIX в., в особенности его второй половины. Опираясь на достижения А. Г. Венецианова и П. А. Федотова, художники-демократы В. Г. Перов, И. М. Прянишников, В. М. Максимов, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий, И. Е. Репин и другие решительно преодолели узкие рамки не только голландского жанра (связанные с его бюргерским характером), но и несколько отвлеченное морализирование, присущее жанру в XVIII в., а также склонность к пассивному воспроизведению жизни, к анекдотизму, которые типичны для западноевропейского Б. ж. XIX в.
Русские жанристы придали Б. ж. не свойственную ему ранее глубокую социальность, превратили его в острое средство широкого критически-обличительного показа всех сторон современной им жизни царской России и вместе с тем в действенное средство эстетического утверждения, прославления трудового народа. В ряде жанровых картин этого времени зазвучали величавые эпические ноты, появилось ощущение исторической «весомости» взятой темы и сюжета («Бурлаки на Волге» И. Репина, «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др.).
Советский Б. ж.—один из обширнейших разделов нашего живописного искусства, непосредственно продолжает лучшие традиции
великих русских жанристов XIX в. Уделяя внимание критике отдельных отрицательных явлений нашей жизни, советский Б. ж., сообразно основному направлению подхода к действительности в искусстве социалистического реализма (см.), ориентирован прежде всего на отображение и утверждение положительных сторон нашего общественного и личного быта, способствует воспитанию трудящихся на примерах из повседневной жизни.
В советском Б. ж., как никогда ранее, первостепенное место занимает тема труда, ставшего у нас «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства». К числу выдающихся мастеров советского Б. ж. относятся: Е. М. Чепцов, Б. В. Иогансон, А. А. Пластов, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, T. Н. Яблонская и другие.