Владимир Маковский: «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку»
Вместе со своими братьями и сестрами Владимир Маковский с детства учился рисовать и мечтал стать художником. Он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал одним из основателей и членов правления Товарищества передвижных выставок. Маковский прославился благодаря своим жанровым сценкам, картинам на революционные сюжеты, портретам украинских крестьян.
Владимир Маковский родился 7 февраля 1846 года в Москве. Его мать, певица Любовь Молленгауэр, преподавала в Московской консерватории. Отец, Егор Маковский, был членом Московского художественного общества и одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В семье росло пять детей. С ранних лет отец учил их рисовать. В гости к Маковским часто приходили известные живописцы того времени: Василий Тропинин, Сергей Зарянко и Карл Брюллов. Они занимались с детьми, разрешали посещать свои мастерские. Позднее Константин, Николай и Александра Маковские также стали художниками.
Свою первую картину Владимир Маковский написал в семь лет — изобразил одного из родительских гостей. Под руководством отца начинающий художник копировал гравюры. С матерью Маковский занимался музыкой. Он умел играть на гитаре и скрипке, хорошо пел. Позднее вспоминал: «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…»
В 1861 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался в классе художников Сергея Зарянко и Евграфа Сорокина, учеников Алексея Венецианова. В следующем году на студенческой выставке показали картину Маковского «Квасник». На ней художник изобразил мальчика, который продавал квас. Это полотно он создал под руководством отца и Василия Тропинина. Они требовали от Маковского правильно строить композицию и точно передавать натуру, быть внимательным к деталям.
Владимир Маковский в картине «Мальчик, продающий квас», соединяя несколько художественных традиций, создает эмоционально-осмысленный образ. Так, активный диалог героя картины со зрителем, легкий поворот фигуры, стол, кувшин на переднем плане, цветовые акценты, световые контрасты, темный фон, исполненный пастозными и динамичными мазками, не дающий точного представления о месте действия, позволяют сравнить произведение с работами караваджистов. Художник не идеализирует изображенного персонажа. Обращают на себя внимание детали: грязные пальцы рук, небрежная прическа.
В 1866 году Владимир Маковский окончил училище. За работу «Литературное чтение» он получил Большую серебряную медаль. Героев картины он писал с отца и своей невесты Анны Герасимовой.
Несколько лет Владимир Маковский работал над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». Полотно он создал под впечатлением от рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг». После того как художник прочитал другие произведения Тургенева, он начал писать картины с изображением крестьянских детей. Позднее по мотивам «Записок охотника» он создал картину «Охотники на привале».
За полотно «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил золотую медаль имени французской портретистки Виже-Лебрен от Академии художеств. На награду ежегодно выдвигали наиболее выразительные картины, где живописцы тонко передали эмоции героев. За эту же работу Маковскому дали звание классного художника I степени. Оно позволяло получить личное дворянство и денежное пособие, а также съездить на учебу в Европу за счет Академии художеств.
На этой картине художник изобразил крестьянских детей, сидящих в поле тёплым летним вечером. Один из мальчиков очень эмоционально рассказывает захватывающую историю, а другие внимательно слушают.
На создание этого полотна художника вдохновил рассказ Ивана Тургенева «Бежин луг», в котором повествуется о заблудившемся в лесу охотнике, набредшем на крестьянских мальчишек. Мальчики сторожили лошадей в ночном и рассказывали друг другу мистические истории.
«В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая ногами и руками, высоко подпрыгивают, звонко хохочут».
В 1869 году Владимир Маковский женился на Анне Герасимовой. В том же году у него родился сын Александр. После этого Маковский вновь стал рисовать детей. Эта тема стала главной в творчестве художника в 1870-х.
Картина «Игра в бабки» с изображением крестьянских ребятишек стала первой, которую купил для своей галереи Павел Третьяков. В дальнейшем меценат еще несколько раз приобретал у художника полотна.
На картине «Игра в бабки» изображено развлечение простых деревенских детей. Эта забава называется «бабки». Ее задача сбить расставленные особым образом коровьи косточки. В те времена игрушки могли себе позволить только дети бояр, а дети рабочих вынуждены были сооружать развлечения из разных подручных материалов.
Пятеро мальчишек собрались вместе для того, чтобы скоротать время пока их родители занимаются тяжелым трудом бедных крестьян. Их лица сосредоточены и увлечены. Мальчик, стоящий посередине, прищуривается, чтобы совершить точный удар по установленным «бабкам». Остальные пристально следят за его движениями. Компания ребят расположилась на заднем дворе деревенской избы. Дом и сарай, стоящий рядом с ним, построен из слегка покосившихся досок. Солома расстелена на их крышах. Местами она прохудилась. Для того, чтобы сохранить тепло в помещениях, когда наступит суровая русская зима, жители залатали дырки досками и старой одеждой.
По сочной зеленой траве, растущей на лужайке, где сидит компания мальчиков, понятно, что на улице стоит ровная теплая погода. Но дети одеты в плотные рубахи и кепки — значит, что лето еще не вступило в свои права, и, скорее всего, это весенний день. Смотря на эту замечательную картину, зритель увлекается ее сюжетом настолько, что пытается угадать выиграет ли мальчик. Маковский очень любил жизнь, кипящую на просторах Руси. Его картины служат подтверждением этого.
Также Владимир Маковский писал юмористические жанровые сценки. На таких картинах художник сатирически изображал купцов, мещан и чиновников. В 1870 году он написал сценку «В приемной у доктора». Об этой работе критик Владимир Стасов писал: «Владимир Маковский — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи. <…> Нынешняя его «Приемная у доктора»… одна из примечательнейших… картинок современной русской школы».
В 1870 году Маковский за эту картину получил первую премию Московского общества любителей художеств. Произведение было представлено на выставках Академии художеств в 1870 и 1873 годах, а также на Всемирных выставках в Вене в 1873 году и в Париже в 1878 году.
На картине собрались люди, терпеливо ожидающие приема у доктора. В центре композиции изображена старушка. Она рассказывает священнику о своей зубной боли. Духовный отец с серьезным и увлеченным видом советует ей воспользоваться каким-то проверенным лекарственным средством, о чем свидетельствует жест его руки. Молодой человек, выйдя от врача, прислушивается к их разговору. В левой части картины молодая женщина развлекает уставшего больного ребенка, готового уснуть. Рядом с ней – пожилой мужчина смиренно ждет своей очереди, возможно, превозмогая боль.
Владимиру Маковскому важно воссоздать обстановку приемной: раскидистый цветок, часы, зеркало, ворсовый ковер на паркетном полу. Все детали произведения повествуют о том, что врач имеет хорошую репутацию и вызывает доверие у пациентов. Висящая на стене гравюра с известного полотна Фёдора Бруни «Моление о чаше» выбрана не случайно. Популярный в русской и европейской живописи евангельский мотив имел различные коннотации. Гравюра на стене приемной у доктора обращает внимание больных к молитве и Евангелию, а священник делится снадобьем. В этой смене ролей видится, несомненно, ирония Маковского.
Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типических, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы «Любители соловьиного пения»
За картину «Любители соловьиного пения», которую Маковский написал в 1873 году, он получил звание академика живописи. Общество поощрения художеств наградило живописца денежной премией. В том же году картины Маковского впервые показали за границей в Вене на Всемирной универсальной выставке. В иностранной прессе писали о «чисто русских сюжетах Маковского», самобытности его картин.
По заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета Владимир Маковский и Илларион Прянишников изготовили «Севастопольский альбом». Художники выполнили серию картин, которые были посвящены Крымской войне 1853–1856 годов и обороне Севастополя. Альбом показали на специальной выставке Общества в 1872 году.
Еще в 1870 году Владимир Маковский стал одним из 15 художников, которые подписали устав Товарищества передвижных художественных выставок. Среди целей этой организации были «облегчение для художников сбыта их произведений» и «развитие любви к искусству в обществе». Кроме Маковского устав подписали Василий Перов, Алексей Саврасов, Николай Ге. В выставках передвижников участвовали братья художника — Николай и Константин Маковские.
Произведение было создано в 1866 году под руководством художника-педагога Евграфа Сорокина. Это первое многофигурное полотно художника, на нем изображено девять человек. Картина была впервые представлена на выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1867 году, за нее художник был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени.
На картине изображен литературный вечер в доме семьи Маковских, который располагался в районе Замоскворечья. Подобные вечера занимали важное место в художественной, музыкальной и литературной жизни Москвы середины XIX столетия. Маковский тщательно воспроизводит интерьер отцовской гостиной: декоративные консоли с небольшими скульптурами, камин, зеркало, часы, ковер, мебель и картины на стенах – характерные атрибуты московского интеллигентного дома. Все слушатели ведут себя по-разному. В центре картины мужчина, сидящий за столом и жестикулирующий в такт произносимым словам, увлечен чтением. Взгляд стоящего рядом с ним человека в пенсне направлен на сидящую напротив молодую девушку, создавая атмосферу настоящего, нелитературного романа. Пожилой мужчина в кресле собирается чихнуть и помешать чтению, персонаж в вицмундире дремлет. Остальные герои произведения внимательно слушают чтеца.
Как и во многих картинах Владимира Маковского – «Друзья-приятели», «Варят варенье», – здесь изображены близкие и знакомые художнику люди. В записной книжке коллекционера Ивана Цветкова, последнего владельца этой картины, можно найти информацию о том, что художнику позировали отец живописца Егор Маковский и близкие друзья семьи: Анна Герасимова, Елена Чичагова, Михаил Быковский и Архип Васильев.
Композиция произведения тщательно срежиссирована. Три сидящие фигуры по правую сторону стола имеют почти зеркальное отражение с тремя фигурами, сидящими по левую сторону. На стенах гостиной изображены картины, гармонично дополняющие представленную сцену. Портрет мужчины с книгой, портрет девушки и изображение Мадонны с Младенцем –это скрытая аллюзия на счастливую семейную жизнь. Анна Герасимова, пианистка, дочь архитектора Московской дворцовой конторы Петра Герасимова, послужившая прообразом для главной героини картины, на момент написания произведения была невестой, а впоследствии стала женой Владимира Маковского.
В картине «Литературное чтение», написанной в период завершения обучения, наметились характерные черты творчества Маковского – стремление представить занимательный рассказ, интерес к изображению интерьерного пространства, детальная проработка предметов, необходимая для создания атмосферы.
В 1872 году Маковского приняли в члены Товарищества, а еще через год художник вошел в правление общества. С этого момента он принимал участие почти во всех выставках передвижников. Маковский вспоминал: «Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!» В те годы картины Маковского стоили недорого.
На картине «В передней» изображен пожилой, солидный чиновник, заигрывающий с молодой горничной. Важный господин уже надел цилиндр, перчатки, однако стоящие рядом черные галоши и дорогая шуба в руках горничной красноречиво говорят о том, что их владелец не слишком торопится уходить. Комизм ситуации строится на противопоставлении двух героев. Художник выразительно обыграл контраст между деловым, импозантным внешним обликом чиновника в вицмундире и хитрым выражением его лица, обращенном к молодой девушке, смущенно опустившей глаза. Картина лишена внешнего действия, весь пафос произведения построен на выразительности мимики, поз и жестов.
Колорит произведения выдержан в темных тонах. Белый передник горничной и коричневый мех шубы вносят в цветовое решение композиции дополнительную динамику, не нарушая общего единства картины. На дальнем плане намечены входная дверь и вешалка, определяющие место действия.
Картина была представлена на 12-й выставке ТПХВ в 1884 году. Художественный критик Владимир Стасов назвал эту работу «маленькой жемчужиной» за то, что «она полна юмора и изумительной типической правды». А Александр Киселёв отметил особенности «тончайшего комизма» этого произведения, построенного на неуловимом сочетании двух положений: «полускабрезной солидности с одной стороны и напускной стройности с другой».
В начале 1870-х у него было двое детей, и, чтобы заработать деньги для семьи, художник рисовал иллюстрации для журналов, расписывал плафоны и вазы. По заказу дворян он создавал иконостасы для домашних церквей.
Маковский почти перестал писать картины с юмористическими сценками. В его работах появилась социальная тема. Он писал портреты нищих и бедняков, картины «Посещение бедных», «Ожидание. У острога» и «Толкучка». Героями картин Маковского часто становились случайные прохожие. Живописец гулял по улицам Москвы и делал наброски с тех людей, которые казались ему интересны.
В конце 1870-х в России начались процессы против народников. Маковский сочувствовал революционерам и даже посетил несколько судов. По их мотивам он создал серию работ, в которую вошли картины «Осужденный» и «Ожидание». Их показывали на выставках передвижников. В официальной печати художника назвали «дерзким и нарушающим душевный покой», а в революционных изданиях его полотна хвалили. Художник Иван Крамской писал: «Перед картиной Маковского плачут».
Когда смотришь на эту картину, невольно появляется чувство жалости и сочувствия к семье осужденного парня. Кажется что вот, вот и ты услышишь, плачь матери, и тяжелое дыхание отца. По-моему мнению художник сопереживает со своими героями, потому что изображение передает весь момент трагизма. Эта картина, одна из немногих, на мой взгляд, которая отличается правдивостью в повествовании, своим неповторим содержанием отличным от других картин, она затрагивает острые темы и заслуживает особого внимания.
Кроме картин на социальные темы в эти годы Маковский все еще писал жанровые сцены с детьми. В 1881 году художник создал картину «В жаркий день». Это полотно — типичное произведение Маковского 1880-х годов в стиле реализма. Художник следовал традициям венециановской школы живописи: изображал персонажей за бытовыми занятиями.
На свои картинах Владимир Маковский, в отличие от других передвижников, делал акцент не на сюжете, а на эмоциях героев. Историк Вероника Приклонская писала: «В картинах, живописующих драматические моменты, Маковский основное внимание сосредотачивал на типах, участвующих в рассказе, а не на событии как таковом. И через их чувства и психологию раскрывает весь драматизм ситуации».
В 1882 году Маковский стал старшим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Как и другие передвижники, в эти годы он стал писать картины на крестьянскую тему. На картине «Свидание» он изобразил мать и сына.
Мальчика отдали в ученики к одному из городских ремесленников, а мать приехала его навестить. Искусствовед Елена Журавлева писала: «Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален. <…> Изображая рядовые случаи… художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей».
В 1880-е Владимир Маковский несколько раз ездил на Украину, бывал в Крыму. В 1885 году он представил на выставке передвижников 45 картин. Большая часть из них — сценки из жизни местных жителей и их портреты. На Украину художник ездил и позднее, в 1890-х и 1900-х годах. Он писал о своем «этнографическом интересе» к жизни украинских крестьян.
В путешествии Маковский делал несколько эскизов и набросков в день. Художник старался работать очень быстро, чтобы запечатлеть как можно больше сценок из жизни. Он писал: «Я понял… что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно… Надо писать сразу; но необходимо вперед понять натуру, изучить ее; необходимо вперед поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь чего-нибудь в то время, когда должно быть все уже найдено и все определено».
На Украине Владимир Маковский написал картины «Крестьянские дети», «Девушки, освещенные солнцем», «Конная ярмарка на Украине». В этих работах он использовал яркие контрастные цвета, героев изображал в движении, часто в народных костюмах. Историк искусства и драматург Петр Гнедич писал о его украинских полотнах: «Владимир Маковский отличается легкостью письма при живой наблюдательности и природном юморе».
С 1880-х Маковский начал работать над офортами — гравюрами на металле. Свои первые работы он создал под руководством графика Льва Жемчужникова. В 1887 году вышел альбом «12 офортов В.Е. Маковского». Сюжетами его гравюр вновь стали сценки из жизни украинских крестьян.
В то же время Владимир Маковский стал получать заказы на роспись церквей. Он создал фрески и иконостас для храма Христа Спасителя на станции Борки Харьковской губернии. Церковь построили на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Когда Маковский работал над фресками, он написал картину «Деспот семьи. В мастерской художника». Одно из произведений, над которым работает герой картины, — копия иконы Маковского для храма Христа Спасителя.
В 1892 году Владимир Маковский получил звание профессора Императорской Академии художеств. Через два года художник переехал в Петербург. Ему предложили возглавить класс жанровой живописи и создать собственную мастерскую. Среди учеников Маковского были Василий Бакшеев, Абрам Архипов, Сергей Малютин и другие. С 1895 года живописец стал ректором Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.
В 1896 году Маковского пригласили на коронацию Николая II в Москве. Художник должен был создать картину по итогам мероприятия. Он стал свидетелем давки на Ходынском поле, где погибло более тысячи человек.
Следующие пять лет Маковский работал над картинами «Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище». На полотнах живописец изобразил жертв давки, их тела. В 1901 году «Ходынку» сняли с выставки передвижников по решению цензуры. От московского генерал-губернатора Маковскому передали записку: «Картине еще не время, она является солью, посыпанной на свежую рану». Впервые полотна показали только на выставке в Лондоне в 1910 году.
Владимир Маковский написал несколько картин и по мотивам русской революции 1905–1907 годов. Среди них — «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове». Эти работы художник хранил дома и показывал только родственникам и друзьям. Он опасался, что из-за революционной темы его могут уволить из Академии художеств.
В эти же годы Маковский много путешествовал. Живописец вновь посетил Украину, Крым. Он ездил и за границу, бывал во Франции и Финляндии, где проходили его персональные выставки.
В 1915 году Владимир Маковский отметил 50-летний юбилей своего творчества. В честь этого передвижники устроили торжественный вечер. Маковский был одним из самых активных членов Товарищества. На каждой выставке присутствовало 10–20 его картин. В эти годы основатели художественного объединения «Мир искусства» Александр Бенуа и Сергей Дягилев критиковали передвижников за банальные сюжеты, излишний натурализм, внимание к деталям.
Картины Маковского Сергей Дягилев назвал «тысяча первой раскрашенной банальностью». Художник в ответ писал, что члены «Мира искусства» — «нелепые и недоучившиеся».
После Февральской революции 1917 года Владимиру Маковскому предложили возглавить Академию художеств и провести в ней реформу. Помешала этому Октябрьская революция. Большевики уволили живописца из Академии художеств, но назначили ему пенсию.
В 1918 году, на 46-й выставке передвижников, Маковский представил свои картины на революционные сюжеты, в том числе «Большевики. Сторожевой пост», «Агитатор» и «Новое время». Художник Яков Минченков вспоминал: «Умный, практический старик предвидел возврат к идейному реализму в искусстве, к жизненной правде, которую и он искал своим пронизывающим взором».
Владимир Маковский умер 21 февраля 1920 года в Петрограде. Похоронили художника на Смоленском православном кладбище.
The post Владимир Маковский: «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку» first appeared on Арт-Торги.