Мстислав Добужинский: «Художник города» и «Человек в очках»

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX — начале XX века вокруг общества «Мир искусства». Как график и театральный художник Добужинский занимал в этой группировке одно из значительных мест.

Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Отец его — артиллерийский офицер, впоследствии получивший чин генерала, мать по окончании Петербургской консерватории стала оперной певицей в провинциальных театрах.

Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Особый интерес мальчика вызывали книги по истории. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение, и еще до поступления в гимназию Добужинский в течение двух лет зимой посещает рисовальные классы Общества поощрения художеств.

Мстислав Добужинский_автопортрет

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербургского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным, в Академию Добужинского не принимают. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. К тем же годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который наряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Тот же путь прошли многие русские художники: И. Э. Грабарь, Н. Д. Кардовский, А. И. Кравченко, В. В. Фаворский, О. Э. Браз, Г. И. Нарбут и другие; одни — раньше, другие — позже оттачивали свое профессиональное мастерство в мюнхенских студиях.

Рано определившиеся графические тенденции дарования Добужинского вскоре были замечены и, вернувшись в Россию, он по совету Грабаря в 1901 году занимается офортом у профессора Академии художеств В. В. Матэ. Но эти занятия прерываются, и к гравюре Добужинский вернулся только в 1918 году.

С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». Общество прошло к этому времени сложный организационный период; Добужинский оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. Но уже первые выступления принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. Для открытых писем, издаваемых Общиной св. Евгении, Добужинский исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII — начала XIX века. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». «Человек в очках» (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Мстислав Валерианович Добужинский, «Человек в очках», 1905 г.

На картине Добужинского изображен его друг, критик Константин Сюнненберг (Эрберг), стоящий спиной к окну, на фоне городского пейзажа.
И Сюнненберг, и Добужинский оставили свои воспоминания о картине:

Сюнненберг: «Добужинский писал около 1904—05 г. мой портрет. Тогда семьи наши (и у меня, и у него были дети) уезжали на дачу, Добужинский переселялся на лето ко мне. У меня на Клинском проспекте, против Матятина переулка, из окон четвертого этажа открывался широкий вид на пустырь с огородами (сейчас, в 1940 году, там Клинский рынок). За пустырем стоял по Малоцарскосельскому проспекту ряд старых домов, столь любезных для сердца этого художника городских окраин. Но в 1905-м, кажется, году там вырос большой дом в новом стиле, что нарушало целостность вида на пустырь. „Заслонить бы его чем-нибудь», — все говорил с досадой Добужинский. Я предложил в качестве такой заслонки себя. Художник ухватился за мою мысль. Для этого ему пришлось сделать на своей картине окна втрое шире. Так получилась картина под названием „Человек в очках»».

Добужинский: «Я любил бывать в пустой, приготовленной на лето квартире моего приятеля: без ковров и портьер в комнатах делалось гулко, и сами они казались больше, а в окна глядело перламутровое небо белой ночи. Меня все время притягивал широкий вид из окна этой квартиры на огороды с зеленеющими грядами, на черные штабели дров, какие-то задние дворы и бесконечные заборы и на стены далеких разноцветных домов с фабричными трубами позади. И я много раз рисовал этот вид, и на этом фоне через несколько лет я сделал его большой поколенный портрет».

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905—1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах «Жупел» и «Адская почта». Особенно выразителен рисунок «Умиротворение», где изображена Москва, затопленная морем крови. В это время Добужинский с группой деятелей «Мира искусства» принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз «Петр Великий в Голландии» (1910), перекликающийся с картиной В. Серова «Петр I».

Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок — Добужинский Мстислав Валерианович

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине «Провинция 30-х годов» (1907—1909), созвучной «Мертвым душам» Гоголя. В этой работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной николаевской России.

 

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал — сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ — декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их творческая связь продолжалась долгие годы. «Лучшего живописца трудно пожелать», — так отзывался режиссер о Добужинском.

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки, шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения.

Обычно в описании книги Г.Х. Андерсена «Свинопас», иллюстрированной М.В. Добужинским, указывают годы издания 1921 — 1922, так как известны три варианта этого издания, трудно различимые даже для специалистов. В процессе работы художник демонстрирует своё мастерство иллюстратора, создавая целостный образ книги. Она мыслится как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. От страничных иллюстраций, прорисовок буквиц до выбора шрифта и прорисовки виньетки — во всем оформлении книги мы можем видеть гармоничность решений и уравновешенность авторского стиля. «Свинопас» — одна из наиболее популярных сказок Андерсена, которая выдержала не один десяток переизданий на протяжении нескольких столетий.

Революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине и за границей. Добужинский активно участвует в оформлении первых революционных празднеств, работает в театрах, преподает. Он выпускает альбом литографий «Петроград в 1921 году», представляя город суровым, холодным в это трудное время.

Видное место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» (1923). Особенно тонко написаны пейзажи Петербурга. Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить одиночество и чистоту чувств героев. Скупыми средствами рисунка пером Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых — классическая гармония черного и белого, тонкого расчета и искреннего чувства художника.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков — в Литву. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Лучшие из них — русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, — но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск.

Как художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929 году он иллюстрирует «Три толстяка» Ю. Олеши.

Книга «Три толстяка» была написана в 1924 году, но опубликована только в 1928-м. Первым иллюстратором «толстяков» стал Мстислав Добужинский. Издание украшают 25 цветных иллюстраций, выполненных в технике автотипии. За работу над этой книгой художнику был присужден диплом по завершении в Москве большой книжной выставки новинок.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». М. П. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести К). Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В последние годы Добужинский вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его искусство. Умер Добужинский в 1957 году.

The post Мстислав Добужинский: «Художник города» и «Человек в очках» first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх