Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir): Художественный интерес представляют человеческие лица, а не красоты ландшафта

Жизнерадостное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, особенно отчетливо проявилось в творчестве одного из крупнейших представителей этого направления Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir). Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающий красочных тонов на коже лица. В отличие от большинства импрессионистов того времени, для него художественный интерес представляли человеческие лица, а не красоты ландшафта.

Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir)

Ренуар родился в городе Лимож в феврале 1841 года. Еще ребенком он работал на фарфоровой фабрике, расписывая изделия из фарфора, в семнадцать копировал рисунки на абажурах, веерах и шторах. А уже в восемнадцать Ренуар был принят в художественную академию имени шведского художника Чарльза Габриэля Глейра в Париже. Там завязал длительную дружбу с Моне, Сислеем поэтому в раннем творчестве Ренуара особенно чувствуется влияние этих художников. У Клода Моне, Ренуар перенял чувство света и чистоту линии, а у романтичного Делакруа, настоящего мастера цвета, его любовь к натюрмортам.

Впервые работы Ренуара были выставлены в Париже в 1864 году, но слава и признание пришли к нему гораздо позже, в 1874 году на первой выставке художников новой школы импрессионизма. С 1877 года у Ренуара уже было достаточно поклонников, и художник не испытывал нужды ни в чем, впервые в жизни он мог заниматься тем, что его привлекало больше всего: писать для себя и путешествовать. Поездка в Италию повлияла на творчество Ренуара, это заметно по его картине «Зонтики», он начал ее в типичной импрессионистской технике, а после приезда во Францию снова взялся за работу, но фигуры девочек поражают мягкостью линий и свежестью цвета.

В 1875 году Ренуар знакомится с крупнейшим издателем современной французской литературы Жоржем Шарпантье и его женой, которые вводят Ренуара в свой салон. Здесь собирались Золя, Доде, Гонкуры, Мопассан и даже бывал наш Тургенев. Встреча Ренуара с Жоржем Шарпантье и его супругой открыла художнику двери в высший интеллектуальный свет Парижа. Жорж Шарпантье унаследовал издательское дело своего отца и успешно его продолжил и расширил. Он стал издавать произведения молодых в то время Золя, Доде и Мопассана, которые с каждой новой вышедшей в свет книгой приобретали не только французскую, но и всеевропейскую славу.

Мадам Шарпантье, зная склонность своего мужа к парижской богеме, сосредоточила в своем доме цвет парижского общества. Ее салон собирал многих выдающихся деятелей французской культуры: к уже названным писателям постоянными ее гостями и друхьями были композиторы Сен-Санс и Массне, политик Гамбетта, Дега, Моне и многие другие. Среди них Ренуар нашел блестящее общество, в котором он был принят и обласкан, в первую очередь самой хозяйкой.

Ренуар был хорошим портретистом. По заказу мадам Шарпантье Ренуар создает большой портрет «Мадам Шарпантье со своими детьми». В композицию включен великолепный натюрморт на столе, огромный сенбернар, лежащий на полу, сама хозяйка в модном платье, а дети в легких девичьих нарядах. Ренуар любил черный цвет, умел извлекать из него удивительное богатство оттенков, и это особенно чувствуется в этой картине.

Пьер Огюст Ренуар.Мадам Шарпантье со своими детьми». 1878

Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми — дочерью Жоржеттой и сыном Полем — и большой собакой. Ее спокойный взгляд направлен не на своих детей, а поверх их голов в свободное пространство. Она величественно сидит, опершись рукой в золотых кольцах с крупным золотым браслетом на спинку дивана, в своей японской гостиной, как подлинная хозяйка дома и главная фигура известного в Париже салона.

Не только голубой, белый и золотисто-желтый цвета наполнены у художника воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в атмосферу картины настроение играющего веселья.

Наибольшее очарование вызывают двое маленьких детей супругов Шарпантье. Мальчик Поль с длинными белокурыми вьющимися волосами, очень похожий на девочку (долгое время критики, говоря об этой картине, считали Поля девочкой), сидит на диване рядом с матерью. Он смотрит на свою старшую сестру Жоржетту, которая расположилась на спине огромной собаки.

Дети, похожие друг на друга, в одинаковых голубых с белыми кружевами платьицах, в белых носках и изящных туфельках, написаны Ренуаром с неподдельным восхищением их прелестью и чистотой.Так, соединяя строгую выверенность композиции, гладкое и тщательное живописное решение центральной фигуры мадам Шарпантье с легкостью и свободой письма двух очеровательных ребятишек, Ренуар создал портрет, который принес ему общественный успех, некоторый материальный достаток, новые знакомства и новые заказы.»

Портрет был так благосклонно принят публикой, что на Ренуара посыпались заказы и он оказался одним из самых востребованных портретистов.

«Бал в саду Мулен де ла Галет»

Одно из значительных полотен Ренуара – «Бал в саду Мулен де ла Галет». Художник как будто зафиксировал свое мгновенное впечатление от пестрой подвижной массы людей. Трудно на расстоянии рассмотреть каждый предмет во всех деталях, и Ренуар рисует лишь в самых общих чертах, словно смотрит издали. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения.

В середине восьмидесятых Ренуар разрабатывает более мягкий прием письма, меняются также и сюжеты полотен. Он больше пишет обнаженную женскую натуру, встречаются и мифологические мотивы. Знаменита серия «Купальщицы», которая была создана художником в Англии. Английские девушки были раскованнее французских, и свое восхищение прекрасными женскими телами Ренуар выразил в картинах. Пожалуй, трудно найти такого художника, кроме конечно, Тициана и Рубенса, который бы так трепетно изображал женский облик, как Огюст Ренуар. Многие из этих работ были окончены уже по памяти на родине, но все же основная работа была сделана на пленэре.

Пьер Огюст Ренуар. «Большие купальщицы», 1887

Картина «Большие купальщицы» — одна из самых неимпрессионистских у Ренуара.

«Большие купальщицы» — знак новой жизни. Огюст теперь берет две краски, охру и кобальтовую лазурь, не ходит на пленэр, тщательно пишет глянцевую поверхность тел и оттачивает рисунок, с удовольствием замыкая точные контуры. Однажды Дега сказал о Ренуаре: «Он пишет клубками шерсти!» Теперь все по-другому, он как будто пишет топленым воском, который тут же застывает в неестественных жестах фигурок. Художник работает над этой картиной три года! Ни одному полотну ни до, ни после он больше не посвятит столько времени и не создаст столько подготовительных эскизов.

Значительное место в жизни художника занимала актриса Жанна Самари, ее образ запечатлен в трех работах, считающихся одними их лучших. Вообще, женщин он рисовал бесконечно и всю жизнь. Ренуар обладал и множеством замечательных человеческих качеств, с какой любовью, чуткостью и состраданием он пишет свою возлюбленную Маргариту Легран, умирающую от оспы. Он был потрясен ее смертью.

Типом живописи, очень часто привлекающим внимание Ренуара в 1980-х годах. становится погрудное изображение какой-либо молодой женщины в шляпе. Этот мотив привлекал художника и прежде. Одной из самых первых его картин была «Женщина, поправляющая шляпу» Пышные дамские головные уборы конца столетия еще больше способствовали пристрастию художника. Они настолько нравились Ренуару. Что порой для его моделей специально заказывались необычные. Даже причудливые шляпы. Причем самые немыслимые варианты головных уборов оказывались совершенно уместными на головах ренуаровских моделей.

Альфонсина Фурнез на острове Шатой, 1879

В то время Ренуар любил обыгрывать сочетание очень светлого, белого или розового платья, которое становилось основанием живописной композиции, и соломенной шляпы с яркими цветами, чаще всего красными, так, чтобы пятно свежего тона лица посередине как бы примиряло верх и низ картины. По этому принципу строились картины, подобные «Девушке в шляпе с красными маками». Женщина изображается не мыслительницей или деятельницей, не хозяйкой и не работницей, а созданием природы и ее украшением. Поэтому самые живые краски природы, роскошные садовые цветы оказываются здесь совершенно уместными. В этом смысле художественная философия Ренуара вполне созвучна настроениям XVII столетия с его женскими портретами.

Ренуар, Пьер Огюст – Молодая женщина в шляпе с цветами

Вместе с тем, «Женщина в шляпе с цветами», написанная в 1892 году, не вполне соответствует привычному ренуаровскому типу, которому присуща гораздо большая привлекательность и мягкий овал лица с маленьким округлым носом. Уместно думать, что это не очередное изображение натурщицы, а портрет неизвестной дамы, близкой художнику. В пользу такого предположения свидетельствует то обстоятельство, что в отличие от портретов, изображения натурщиц, как правило, не датировались.

Ренуар познакомился с юной швеей Алиной Шариго поздним летом 1880.Алина стала его моделью и вскоре их взаимоотношения зашли дальше, чем бывало с другими натурщицами. Во всяком случае художник взял ее с собой на следующий год в Италию, хотя и тайком. В 1885 г. они фактически были мужем и женой, хотя официально брак был зарегистрирован только через пять лет, и, пожалуй, ничто так зримо не демонстрирует счастье этого союза, как картина «В саду».

Судьба картины Огюста Ренуара «В саду» необычна. Будучи одной из наиболее значительных работ Ренуара, она никогда не выставлялась и практически всегда оставалась неизвестной публике. Барбара Уайт, современная исследовательница его искусства пишет о картине: «В саду» большой, но тем не менее, интимный холст, завершенный в 1885 году, — это последняя картина, в которой он изображает любовь современного мужчины к современной женщине в окружении природы, точно так же, как «Зонтики» эта картина стала последним изображением ухаживания в городском варианте».

Следует добавить, что «В саду» не только последняя, но и, пожалуй, наиболее необычная любовная композиция Ренуара. Прежде в изображении флирта, церемонии ухаживания. Ему нравилось дать почувствовать взаимное влечение мужчины и женщины, но при этом он, как и все импрессионисты, избегал какого бы то ни было сюжетного «прочтения» темы. Однако здесь, в самой большой своей картине на тему любви, Ренуар почти уступает соблазну создать сюжетное произведение, ничуть не впадая при этом и анекдотизм. Он избрал мотив, который легко оборачивался для любого современного ему живописца псевдоромантической декламацией. А то и сентиментальной безвкусицей, однако удивительным образом картина «В саду» такой опасности избегает.

Пьер Огюст Ренуар «В саду»,1885 г.

Сцена, представленная здесь, являет нечто большее, чем объяснение в любви. Фабулой картины становится поворотный момент в жизни ренуаровских героев. Пристальный, ждущий взгляд юноши, весь его облик не оставляет сомнения в его намерениях: он прости руки и сердца девушки. В такой детали, как цветы, лежащие на столике, угадывается прелюдия решающего разговора. А остановившийся взор девушки отражает не столько замешательство, сколько то, что всем своим существом она уже словно перенеслась в будущее, в другую жизнь. Серьезность намерений юной пары как бы скрепляется крестом на груди девушки, деталь необычная для неверующего художника и больше нигде у него не встречающаяся. Здесь она не воспринимается как украшение – Ренуар вообще не любил писать женских украшений. Поставленный же в самый центр композиции крест как бы фокусирует ее смысл.

Существует небольшой подготовительный этюд к картине, где намечены только головы персонажей, причем зеркально по отношению к полотну. Мужчина находится не слева, справа и собирается поцеловать женщину. На такой поворот сюжета Ренуара могли подтолкнуть мастера рококо, которых он очень любил, но позже такая мысль, вероятно, показалась ему нескромной. Поцелуев он никогда не писал. Общение влюбленных в его картинах ограничивается беседой, совместным чтением, танцем или каким-то жестом доверия.

Картина писалась, по меньшей мере, в два приема. Уже после того, как она была закончена и кромки оклеены бумагой для вставления в раму, Ренуар снова прописал ее, так что мазки этого, последнего этапа работы перекрывают в различных местах защитную бумагу.

Появление столь своеобразной картины, по-видимому, связано с событиями жизни самого Ренуара. Рождение первенца Пьера (21 марта 1885 года) знаменовало истинное начало семейной жизни, что в творчестве мастера выразилось завершением цикла композиций на тему любви. Этот цикл открывала картина, повсеместно известная под неточным названием «Чета Сислей» (1868 г). Теперь, когда установлено, что вместе с Сислеем изображена не его жена, а постоянная модель Ренуара тех лет Лиза Трео, для этой работы предложено название «Обрученные». Это и в самом деле не портрет, а жанровая композиция с подчеркнуто точно переданными деталями современного стиля жизни.

«Чета Сислей» или «Обрученные»

Однако у этой вполне реалистически исполненной жанровой картины, как и у следующих «любовных пар» есть свой подтекст. Лиза в течение нескольких лет оставалась верной спутницей художника. Изображая в любовных, причем всегда целомудренных сценах женщину, с которой он, действительно, был или хотел быть близок, Ренуар, в соответствии с нравами своей эпохи не мог показать себя самого и совершал своеобразную подстановку. Любопытно, что партнером в таких парах оказывался кто-либо из его друзей, также художник. Так же и в этой картине героем оказывается художник Анри Лоран. Лоран был значительно младше Ренуара, на 21 год. Соединив его в садовой композиции с Алиной Шариго, своей молодой подругой, которой тогда исполнилось 26 лет, а ему самому 44, Ренуар словно задался целью представить идеальную пару, поскольку возраст влюбленных близок.

Немаловажно то, что здесь Алина изображена иначе, чем где бы то ни было еще. Даже в значительно более ранних картинах, такие как «портрет м-м Ренуар» 1881 г. или «Завтрак гребцов»1881г. , где она представлена на первом плане играющей с собачкой, Алина Шариго выглядит не столь юной, да и черты ее лица отличаются меньшей правильностью. К тому же 1885 г. относятся и ряд других полотен, где Ренуар не приукрашивал свою возлюбленную. Однако в работе «В саду» дело обстоит иначе, образ героини здесь настолько иной, что напрашивается мысль о работе не с натуры, а по воображению. Впрочем, Ренуару нетрудно было пригласить попозировать какую-либо хорошенькую девушку из Шату, где писалась эта композиция. В Шату с его купальнями и известным рестораном папаши Фурнеза охотно приезжали в поисках развлечений молодые люди из Парижа.

Огюст Ренуар. Картина «Завтрак гребцов», 1881
Завтрак гребцов» — знаменитая картина, написанная Пьером Огюстом Ренуаром в 1881 году. На холсте изображена открытая летняя терраса гребного клуба, расположенного на берегу Сены. За столом собрались мужчины в спортивных костюмах гребцов и дамы в светских нарядах. Позади них оживлённо общаются, пьют и веселятся другие гости заведения, выехавшие за город, чтобы отдохнуть на свежем воздухе. На белой скатерти переднего плана представлен тщательно прописанный натюрморт. Бокалы, фужеры и бутылки с вином гармонично перекликаются с фруктами и гроздями винограда. За густой зеленью, окружающей террасу, просматривается гладь реки и скользящий по ней белый парусник. Недавно построенный железнодорожный мост на дальнем фоне почти скрыт красно-белым полосатым тентом, но является подтверждением современности события. Выполненное плавными, мягкими мазками произведение передаёт живую атмосферу и непринуждённое настроение собравшейся публики, радует зрителя богатством формы, игрой солнечных бликов и мастерством автора.
Несмотря на кажущуюся спонтанность, сюжет произведения был тщательно выверен. Интересной находкой стало разделение композиции перилами ограждения по диагонали на две части, одна из которых оказалась плотно заполнена людьми, а другая — почти пуста. Ещё одной необычной деталью — пересечением края тента с парусом лодки — художник объединил передний и дальний планы картины. В работе Ренуар также демонстрирует своё обычное мастерство управления световыми эффектами. Падающий слева солнечный луч проходит через фестоны тента, отражается от белой скатерти и маек мужчин и рассеивается по всему холсту. Представленный на Седьмой выставке импрессионистов в 1882 году, «Завтрак гребцов» был горячо принят публикой и получил высокую оценку сразу нескольких самых известных критиков. Поль де Шарри (Paul de Charry) из Le Pays счёл картину «свежей, свободной и в меру непристойной». А Арман Сильвестр (Armand Silvestre) в издании La Vie Moderne назвал её лучшим произведением, написанным Ренуаром, в котором «совершенно замечательный, истинный рисунок является результатом сопоставления оттенков, а не линий».

Творчество Мопассана, современника Ренуара, хоть они и были друзьями, полная противоположность полотнам Ренуара. Они как нельзя лучше дополняют друг друга в большом искусстве. Если в полотнах Ренуара в основном солнечная палитра, то в творчестве Мопассана жизнь отображена суровая, серая, полная страданий.

Ренуар искал свой путь, стремился к точности рисунки и композиционного решения, в выборе же сюжета он был свободен. Сюжеты, написанные им на тему театра или цирка, резко отличались от импрессионистов. Он старался передать не психологическую остроту какого-либо трюка или какие-либо сценки на театральных подмостках, а показать обычного зрителя в ожидании праздничного зрелища. Это картины «Ложа», «Первый выезд» и многие другие.

В 1890 году Ренуар страдал от ревматизма, а в 1912 году болезнь уже приковала его к постели. Но даже в инвалидной коляске он продолжал писать, восторгаясь жизнью, красотой окружающего мира, и занялся также скульптурой, но паралич не позволял ему творить своими руками, поэтому он руководил своими учениками. К тому времени Ренуар уже был всемирно известен.

Последние двадцать лет своей жизни Ренуар провел на юге Франции в маленькой деревне, где он и был похоронен.

The post Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir): Художественный интерес представляют человеческие лица, а не красоты ландшафта first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх