ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства (см. Искусство; Изобразительные искусства); в узком смысле — художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов.
Исходя из практического назначения и связанных с ним специальных задач, Ж. подразделяют на станковую (см. Станковое искусство), монументальную и декоративную (см.). Широкие возможности живописного искусства полнее всего обнаруживает станковая Ж., к-рой доступно особое многообразие содержания при глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвет (см.) в неразрывном единстве со светотенью (см.) и линия; цвет и светотень разработаны Ж. с полнотой, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено типичное для реалистической Ж. совершенство объемной и пространственной моделировки, живая и точная передача материальных свойств действительности и другие изобразительные достоинства.
Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям красочных материалов (см. Техника, Масляная живопись, Акварель, Гуашь, Темпера, Клеевая Ж., Пастель, Фреска, Мозаика, Энкаустика и пр.). Простейших признаков такого рода не всегда, однако, достаточно, чтобы провести границу между Ж. и графикой (см.) в каждом отдельном случае: произведения, выполненные, напр., акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Ж . существовала с древнейших времен, но всестороннее развитие получила, начиная с XVI—XVII вв., когда установилось разделение искусства на жанры, стала распространенной техника масляной Ж. В современном искусстве Ж. пришла к упадку, т. к. с господством формализма оказались позабытыми огромные возможности, лучшие традиции и даже элементарные технические навыки этого искусства.
С возникновением социалистического общества Ж. становится подлинно новаторским и глубоко народным искусством, существующим на основе широкого и глубокого освоения великих достижений прошлого.