СТИЛЬ (франц. style) — в искусстве исторически сложившаяся и социально обусловленная общность идейно-художественных принципов, объединяющая в данную эпоху произведения мастеров, работавших в различных видах и жанрах искусства. В основе всякого С. лежит прежде всего идейная и методологическая общность, характерная для ведущей социальной группы в данных исторических условиях; эта общность порождает более или менее устойчивую и единообразную систему художественных форм, иногда детально разработанную и регламентированную.
Как правило, такое единообразие форм нагляднее всего выступает в архитектуре и прикладных искусствах. Если общественное развитие носит застойный, замедленный характер, то система художественных форм обычно окостеневает, становится особенно каноничной, стабильной. Так, в древнеегипетском искусстве приблизительно одни и те же стилистические особенности сохранялись на протяжении тысячелетий. Однако и в рамках устойчивой стилистической общности непрерывно идет процесс живого развития искусства и борьбы в нем различных направлений, к-рый в конце концов приводит к коренному изменению существующего С. и становлению нового С. Идейно-содержательная основа всякого С. развивается быстрее, интенсивнее, чем порожденная ею система художественных форм: последняя более консервативна, и это особенно сказывается тогда, когда господствующий художественный вкус правящих классов стремится ее закрепить и канонизировать.
В этих условиях С., органически сложившийся, утрачивает свою органичность и начинает искусственно насаждаться, приобретает формально-нормативный,
догматический характер, тормозя рост передового искусства. В европейском искусстве нового времени (начиная с эпохи Возрождения), с его усложнившимися многообразными задачами, с обострением социальных противоречий, с расширением идейного и тематического диапазона, неизбежной стала дифференциация С., более быстрая их смена; явственной стала и тормозящая роль формальных признаков
С. В XVII в. ни барокко (см.), ни дворянский классицизм (см.) не охватывали собой всего многообразия искусства этой эпохи: наиболее прогрессивные и яркие явления нередко нарушали стилевые нормы или соприкасались с ними лишь в частностях (напр., искусство Рембрандта). Еще более узким и ограниченным по сфере своего влияния был С. дворянского искусства XVIII в.—рококо (см.).
Возможно существование различных и даже противоположных идейных тенденций в пределах общих внешних стилистических признаков, когда первоначальная идейная основа С. уже изменилась, а установленный ею строй форм продолжает еще сохраняться. Так, напр., идейно деградировал в XIX в. буржуазный классицизм.
В реалистическом демократическом искусстве нового времени, напр., в искусстве передвижников (см.) в России, понятие единства С. не утрачивается, но существенно обновляется: само понятие С. становится более широким и гибким. С. искусства критического реализма (см.) складывается на
основе общей идейной целеустремленности и порождает строй форм, свободный от условностей и канонов, имеющий единственным непреложным правилом правдивое воспроизведение объективного мира, близость к натуре. Реалистические формы не ведут к окостенению формальной стороны С., не препятствуют росту содержания, а органически развиваются вместе с ним, допуская при этом многообразие художественных решений.
По этому пути идет и становление С. в искусстве социалистического реализма (см.). Морально-политическое единство народа служит залогом создания большого общенародного С. социалистического искусства при сохранении и всемерном развитии внутри него живого творческого многообразия отдельных течений, манер и форм.
Распространенный в формалистическом искусствознании (школа Вёльфлина) взгляд на историю искусства только как на историю смены С. является ложным. Ложно и соответствующее понимание самого С., к-рое игнорирует глубокие социальные причины возникновения С., рассматривает С. исключительно с внешней формальной стороны и не видит того, что прогресс искусства сплошь да рядом осуществляется помимо тесных границ С. Неверно было бы, однако, отрицать категорию С. и ее историческую роль. Следует подходить к категории С. конкретно исторически, учитывая в каждом отдельном случае условия возникновения, социальную базу и характер развития того или иного С.
В более узком значении С. называют совокупность идейно-художественных особенностей определенной творческой группы, школы (здесь понятие С. близко к понятию художественного направления) или творчества отдельного художника, отличающегося яркими, индивидуальными чертами и имеющего широкое влияние.

Прокрутить вверх