БАРОККО (итал. barocco — букв, «вычурный», «странный», от португ. bаrrосо — причудливый, неправильный, испорченный), исторический художественный стиль, тип культуры и творческий метод в архитектуре, основанный на необычном, новаторском использовании классических архитектурных форм, прежде всего элементов ордерной системы. В XV — XVI вв. словом “барокко” португальские моряки, а затем ювелиры называли жемчужины неправильной формы. Затем, спустя время, так стали именовать здания в архитектуре Рима, появившиеся во второй половине XVI — XVII в. Они отличались динамичностью, экспрессией. Архитекторы использовали приемы группирования колонн, раскреповки карнизов, сочетания элементов, нарушающих каноны Классицизма, сложившиеся в архитектуре на исходе эпохи Возрождения. Главный принцип архитектуры стиля Барокко — активное взаимодействие объема здания с окружающим пространством, смешение внутренних и внешних пространств, пластичность перехода от одного объема к другому. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей.
В XVII и первой половине XVIII в. барокко получил свое дальнейшее развитие в искусстве ряда европейских стран, гл. обр. в Италии (где Б. зарождается еще во второй половине XVI в ), а также в Испании, Фландрии ( в очень своеобразном, наиболее реалистическом варианте), в Германии, Франции и др. Основная социальная почва Б. — дворянская культура эпохи абсолютизма. Сложность и напряженность социальных отношений в эту эпоху наложила печать противоречивости на искусство Б.: оно стремится к величественности, патетичности, драматизму, передаче сложных чувств, расширяет круг тем. — и, вместе с тем, отмечено известным разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения (см.) и тяготеет к некоторым тенденциям готики (см ). Последнее объясняется воздействием католической церкви, игравшей большую роль в эпоху Контрреформации.
“Отцом Барокко” считают великого Микеланджело. Наиболее известные архитекторы римского Барокко XVII в.: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерна. В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России. В середине XIX в. возник стиль Необарокко.
Стиль Б. с наибольшей определенностью выразился в архитектуре, с ним связано новое понимание архитектурного пространства и массы: прежнюю замкнутость и ясную разграниченность объемов сменило динамическое построение архитектурных масс, перетекание одних объемов в другие, пышная декорировка (характерны сооружения Карло Мадерна, Л. Беонини, Ф. Борромини). В стиле Б. создаются большие дворцовые и парковые ансамбли. Характерные черты стиля Б. проявляются также в декоративной живописи с ее беспокойно-динамическими, сложными, перегруженными композициями (росписи плафонов, создающие иллюзию бесконечного пространства), в декоративной скульптуре, а также в церковной скульптуре, исполненной повышенной экзальтации. Типичный и лучший мастер Б. — архитектор и скульптор Л. Бернини, мастера декоративной живописи — Пьетро да Карюна, А. Поццо и другие. В станковой живописи тенденции Б. проявляются с меньшей определенностью, подчиняясь реалистическим принципам отражения действительности (у Рубенса, Тьеполо и др.). В творчестве ряда художников (бр. Каррачи и их школы) Б часто совмещалось с академизмом (см ). Б. не было всеобъемлющим стилем XVII в. Оно было лишь одним из направлений этой эпохи.
Русское Б. развивалось в первой половине XVIII в. (русская архитектура конца XVII в. лишь условно называется «Нарышкинское барокко»), гл. обр. в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Прогрессивный характер петровских реформ определил последующий подъем русского искусства и национальное своеобразие русского Б.