КЛАССИЦИЗМ (нем. Klassizismus, франц. classicisme от лат. classicus — образцовый, примерный), художественное направление, ориентированное на рациональное композиционное мышление, нормы ясности, целостности, простоты, уравновешенности, тектоничности, статичности и замкнутости формы. В большинстве случаев в качестве образца выбирается искусство античной классики. В истории архитектуры нормы Классицизма сложились в эпоху Высокого Возрождения в Италии (начало XVI в.; см. Итальянское Возрождение), программно в качестве художественного направления были оформлены в искусстве Франции второй половины XVII в. Поэтому западноевропейская архитектура классицизма второй половины XVIII в. (“вторая волна” Классицизма) называется Неоклассицизмом. В Италии, Франции, Германии, России художественное направление Классицизма порождало в различные исторические периоды разные историко-региональные художественные стили классицистической архитектуры.
КЛАССИЦИЗМ — художественное направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., возникшее в эпоху окончательного сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь также на традиции Высокого Возрождения (см.), художники К. стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых «законах разума», где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, и главной добродетелью гражданина является всепобеждающее чувство долга.
Следует различать разные по своим социальным истокам: 1) К. XVII в., связанный с дворянской культурой французского абсолютистского государства, и 2) К. революционной буржуазии второй половины XVIII в., нашедший высшее выражение d эпоху французской революции 1789 г. К. XVII в. свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, отказ от передачи индивидуального и бытового во имя отвлеченной героики, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм.
Наиболее выдающимися художниками К. XVII в. были: в живописи — Пуссен (художественно-этические принципы которого далеко перерастали рамки официального «придворного К.») и Ш. Лебрен; в архитектуре — Ж. А. Мансар, А. Ленотр (создатели дворцово-паркового ансамбля в Версале). К. XVIII в., крупнейшим представителем к-рого был живописец Давид, обращался прежде всего к гражданственным, республиканским идеям античности, к темам борьбы против тирании, мужеству борцов за свободу и т. п.
Отчасти сближаясь с романтизмом (см.), К. XVIII в. в значительной мере преодолел абстрактность дворянского К., утвердив в искусстве права личности с ее сложным миром чувств и переживаний. Поздний К. эпохи наполеоновской империи (так наз. ампир) приобретает черты помпезности, ориентируясь гл. обр. на искусство императорского Древнего Рима. С наибольшей определенностью особенности стиля ампир выразились в архитектуре и прикладном искусстве первой четверти X IX в. Своеобразный и блестящий вариант К. был создан на русской почве в архитектуре М. Казакова, Д. Кваренги, А Захарова, К. Росси, А. Воронихина, в скульптурах М. Козловского. И Мартоса.