ТОН (франц. ton; от греч. tonos) — в области изобразительного искусства: 1) исходный, простейший элемент светотени (см.) как в самой натуре, так и в художественном произведении; степень светлоты какой-либо детали видимого — элемента объемной формы, цветового оттенка, теневой или освещенной части и пр. Поскольку диапазон светлотности красящих материалов несравненно меньше природного, воспроизводить тоновые градации натуры методом их абсолютно точной копировки вообще невозможно; верность отдельного светотеневого Т. заключается в правдивости его тоновых отношений (см.), ориентированных на правду и выразительность светотени в целом.
2) Т. — исходный, простейший колористический элемент (как в самой действительности, так и в произведениях искусства); свойства цветового оттенка, соответствующего какой-либо детали изображения или натуры, мотива (см.). В живописи цветовой Т., как и светотеневой, строится на основе отношений к другим Т. Для художника-реалиста цветовой Т. всегда и нераздельно слит с соответствующим ему светотеневым — они различаются лишь условно, в процессе специального анализа.
3) Т. — общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени— его «широтой» и «высотой» (т. е. светотеневым промежутком между самым светлым и самым темным Т , и местом в светотеневой шкале, доступной красочному материалу или зрению). Значение общего светотеневого Т. для реалистического искусства немаловажно — временами его правдивость делает живопись особенно красноречивой (как, напр., в большинстве лучших работ И. Левитана).
4) Т. — общий цветовой строй художественного произведения или мотива. В этом смысле содержание термина вплотную приближается к понятиям тональность и цветовая гамма (см.).
Так как, говоря о Т., обычно имеют в виду лишь одно из названных выше несходных значений, термин следует сопровождать уточняющими определениями: 1 — «светотеневой Т » (или «световой»), 2—«цветовой Т.», 3—«общий световой Т.» и 4 — «общий цветовой Т.». Без соответствующих уточнений термин должен обозначать всю область тоновых средств в целом.
Существует еще чисто технологический вариант термина, указывающий на свойства составного цвета, взятого как красочный материал (напр., в виде смеси на палитре). В живописи его употребляют принципиально так же, как, напр., в малярном деле или полиграфическом производстве.

Прокрутить вверх