Иконография (от др.-греч. εἰκών — «изображение, образ» и γράφω — «пишу») в изобразительном искусстве строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
На протяжении веков по мере обогащения искусства новым содержанием иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников вызвали как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких – либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен.
Метод иконографии сложился в 1840 – х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т.д.
В конце XIX — начале XX вв. русский историк искусства Н.П.Кондаков использовал метод иконографии для изучения византийских традиций в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э.Панофский выдвинул иконографию как основу, так называемого, иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к иконографии не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.
В исторической науке иконография — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого – либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В ХХ в. принципы исторической иконографии распространяются на фото – и кинодокументы.
Под иконографией понимают также совокупность изображений какого – либо лица. Иконографией называется и совокупность сюжетов, характерных для какой – либо эпохи, направления в искусстве и т.д. Иконографией называется также совокупность изображений однотипных биологических объектов (например, насекомых), выполненных по определённым правилам.