БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО, абстрактное искусство, «абстракционизм» — реакционное направление в живописи и скульптуре XX в., ведущее к полному отрицанию реализма. Беспредметное искусство является крайним логическим звеном в общем процессе разрушения искусства различными формалистическими школами.
Задачей изобразительного искусства, соответствующей его сущности и специфике, всегда было и будет правдивое отражение объективной действительности и, следовательно, изображение предметного мира. Так называемое беспредметное искусство, дойдя до пределов субъективного произвола, ставит перед художником обратную цель — освободиться от сходства с реальностью при помощи абстрактных форм, исключающих привычные ассоциации с реальными предметами.
Беспредметное искусство имело свои истоки во Франции незадолго до первой мировой войны и окончательно сложилось в военные годы (композиции Казимира Малевича, «абсолютная живопись» Кандинского, произведения голландской группы «De Stijl», возникшей в 1917 г.). В идеологическом отношении беспредметное искусство тесно связано с различными направлениями воинствующего идеализма в буржуазной философии XX в. После второй мировой войны особенное распространение беспредметное искусство получило в США (где промышленные монополии и рекламные фирмы оказывают ему финансовую поддержку).