ВОЗРОЖДЕНИЕ. Ренессанс (от франц. Renaissance — возрождение) — эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV—XVI вв.; величайший прогрессивный переворот, социальным содержанием которого было первоначальное становление буржуазных отношений на базе широкого развития мировых торговых связей и роста промышленности городов-коммун, освободившихся от власти феодалов. По словам Энгельса, это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености». В своей классической форме культура В. развивалась в городах Северной и Средней Италии, являвшихся передовыми торговыми и промышленными центрами.
Искусство эпохи В. (и прежде всего итальянское искусство) складывалось под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших в противовес церковно-феодальной идеологии средневековья силу, красоту и достоинство деятельной, волевой человеческой личности. Поэтому реалистический образ человека стоит в центре искусства В. Гуманизм В. нашел сильнейшую опору в памятниках античного искусства (см ), в большом количестве сохранившихся на территории Италии, особенно в Риме. (Самый термин «В.» означает возрождение традиций античной культуры). Искусство В., хотя и продолжает обращаться к религиозным сюжетам, становится земным, светским по характеру, освобождается от власти церковкой догматики; кругозор его неизмеримо расширяется, оно включает в себя элементы быта, пейзажа. Особое значение приобретает портрет. Процветают монументальные живопись и скульптура (см ).
Художники В. выступают как новаторы и в области художественной формы, стремясь достичь максимальной близости к природе, они добиваются пластичности, пространственности, уделяя большое внимание изучению перспективы (см.), анатомии, законов пропорций. Искусство Возрождения ставит перед собой познавательные задачи, проникается духом пытливого исследования, роднящим его с научными исканиями эпохи. В Италии первые проявления ренессансной культуры восходят еще к концу XIII — началу XIV в. (см. Проторенессанс); мастером, открывшим новую эпоху в искусстве, был Джотто (1266(?) — 1337). Но широкое распространение новые принципы получают лишь в XV в , т. е. в эпоху Раннего Возрождения (крупнейшие художники — архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, живописцы Мазаччо, П.делла Франческа, Мантенья, Боттичелли и др.), конец XV и первая половина XVI в. суммируют предыдущие искания в величественном синтетическом стиле Высокого Возрождения (см.) [великие мастера этой эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан]. В целом искусство В. знаменует собой одну из высочайших вершин мирового художественного развития.
В других странах Европы искусство В, складывается несколько позже, чем в Италии, и носит в каждой из этих стран свой особый национальный характер. В Германии В. тесно связано с реформацией — антикатолическим религиозным движением, в котором принимали участие самые широкие демократические слои общества и которое привело к Крестьянской войне. Для искусства немецкого В. характерно широкое развитие, наряду с живописью, и графики как наиболее массового, доступного народу вида искусства (крупнейшие мастера — живописец и график Альбрехт Дюрер, живописец Ганс Гольбейн младший). Искусство В. в Германии, Нидерландах и Франции носило не столь яркий и воинствующий характер, как в Италии, в силу устойчивости в этих странах средневековых традиций. В той или иной мере художественные принципы В. проникали, однако, в XVI в. почти во все страны Западной Европы. В Нидерландах выдающимися художниками В. были Ян Ван-Эйк в XV в. и Питер Брейгель старший в XVI в. Во Франции в эпоху В. получил широкое развитие реалистический карандашный портрет (работы Клуэ и др.).