ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Исходя из практики передовых мастеров реалистического искусства, Т. п. можно разбить на два основных этапа:
1) Формирование образного замысла в творческом воображении художника, связанное с подготовительными стадиями фиксации этого замысла, — выбором темы (см ), разработкой сюжета, типажа (см.); выполнением эскиза (см.), начиная с первоначальных суммарных набросков, кончая разработанными композиционными вариантами, определяющими основную группировку и расположение действующих лиц в картине и ее цветовое решение; многосложной работой по собиранию этюдного материала (см. Этюд); изготовлением картонов (см.) для монументальных произведений.
2) Создание самого произведения [картины, статуи, рисунка (см.)] на основе дальнейшего обогащения и развития эскизного замысла путем работы над всеми элементами содержания и формы (см.), над всеми средствами художественного обобщения до полного, убедительного и окончательного раскрытия определенного идейного содержания явления действительности.
У каждого мастера Т. п. получает свои индивидуальные оттенки, протекает по-своему. Нередко художник, уже работая над самим произведением, не только уточняет его сюжет и композицию, но и изменяет отдельные характеристики, для чего собирает дополнительный этюдный материал. Иногда, не удовлетворившись найденным решением темы, он отыскивает новое (примером могут служить картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста» и «Запорожцы», существующие в нескольких вариантах).
Классическим примером взыскательного и требовательного отношения художника к своей творческой работе, основанной на глубоком и настойчивом изучении жизни, натуры (в сочетании с изучением всего ранее накопленного опыта в области самого искусства) является в русской живописи подвижническая работа Александра Иванова над своей картиной «Явление Мессии народу». Отдав этой работе более четверти века, художник создал сотни эскизов и тысячи набросков и этюдов карандашом, пером, акварелью и маслом в поисках наиболее жизненных и выразительных средств для осуществления своего гениального замысла.
Другим подобным примером является работа В. И. Сурикова над историческими эпопеями «Боярыня Морозова» и «Покорение Сибири Ермаком».
Формалистическое искусство, отказавшись от принципов работы, выработанных классическим искусством прошлого, отвергая его опыт, обеднило и сузило познавательные возможности искусства, а затем пришло к ликвидации искусства как такового.
Мастера искусства, идущие по пути реализма, возрождают методы работы над художественным произведением, выработанные мастерами классического искусства, и на этой основе создают новые значительные произведения.

Прокрутить вверх