ТРАГИЧЕСКОЕ — в искусстве изображение непримиримых конфликтов героев, выступающих как носители противоположных сил, идей, страстей; изображение напряженной борьбы героев, кончающейся гибелью одной из сторон. Примеры Т. в изобразительном искусстве: большой фриз «Пергамского алтаря», «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова.
Чаще всего трагический конфликт возникает на почве социальных противоречий: источником его могут являться столкновения враждебных классов, военные столкновения, неравная борьба личности с господствующими силами общества. Понятие Т. было введено античными драматургами; в их произведениях идея трагической неизбежности выступала в обличье слепого рока, неумолимой судьбы.
Моральная эстетика рассматривает трагический конфликт как результат определенных исторических закономерностей; причем гибель героя воспринимается как Т. тогда, когда этот герой способен вызывать сочувствие, когда он типичен для общественных сил, еще не утративших своего исторического значения, обладающих сознанием своей правоты. Трагический герой может быть и выразителем самых передовых общественных тенденций: в этом случае его гибель — результат временного перевеса враждебных ему сил. Искусство реализма, вооруженное знанием законов общественного развития, получает возможность осмыслить закономерность и сущность трагического конфликта и тем самым преодолеть атмосферу безысходности в изображении трагического события. Так, советский художник Б. В. Иогансон, изображая трагический конфликт в картине «Допрос коммунистов», показывает моральную победу коммунистов, несмотря на их трагическую участь.
Аналогичные примеры особенно многочисленны среди работ на темы Великой Отечественной войны русского народа против немецко-фашистских захватчиков («Таня» Кукрыниксов, «После ухода немцев» Т. Г. Гапоненко и др.).
Т. называют и вообще изображение ужасного, потрясающего события, общественной или личной катастрофы, человеческих страданий («Рабы» Микельанджело).

Прокрутить вверх