ТОНДО (итал. tondo – сокращение от итал. rotondo — круглый)) — станковое живописное произведение круглой формы, а также скульптурный рельеф (см.) в виде круга. Как правило, термин Т. употребляется в связи с искусством итальянского Возрождения (см.).
Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции, где она появляется уже в эпоху «интернациональной готики» (Мастер Суда Париса из Барджелло) в форме «desco da parto» (поднос для рожениц). Этому, первоначально ремесленному, изделию Мазаччо придал благородство произведения искусства («Рождение Марии», 1427-28гг. Берлин-Далем).
В эпоху кватроченто тондо стали использовать все крупные мастера того времени: Доменико Венециано («Поклонение волхвов», Берлин-Далем), Фра Анжелико, Филиппо Липпи («Поклонение Волхвов», Вашингтон, Национальная галерея искусства). Однако чаще всего на тондо изображалась «Мадонна с младенцем».
В таком варианте тондо использовали Филиппо Липпи (Флоренция, галерея Питти), Боттичелли («Мадонна дель Магнификат», Флоренция, Уффици), Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо, а затем Лоренцо ди Креди и Пьеро ди Козимо, произведения которых свидетельствуют о большой популярности тондо в Тоскане, сохраняющейся и в последней трети кватроченто.
Более современную трактовку тондо получает в творчестве Микеланджело («Мадонна Дони», Флоренция, Уффици), и в некоторых «Мадоннах» Рафаэля («Мадонна Альба», Вашингтон, Национальная галерея; «Мадонна в кресле», Флоренция, галерея Питти). Реже тондо использовалось в нидерландской и французской живописи, а также в живописи художников-маньеристов.