ТЕХНИКА (от греч. technikë — искусная и techne — искусство, мастерство) — в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию Т. в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и . инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов, лепку объемной формы, моделировку пространственных отношений и пр. Все без исключения технические средства должны приводить к известному, хотя бы скромному художественному результату; «способы и приемы», не отвечающие этому требованию, относятся лишь к чисто технологической стороне искусства, к особенностям материальной, физической структуры художественного произведения.
Технические средства искусства не остаются нейтральными в отношении к его содержанию. Даже мельчайший из технических элементов, через его изобразительную роль, бесчисленными нитями связывается с самим существом художественного замысла. Поэтому основные особенности реалистической
Т. обусловлены прежде всего ее подчиненностью идейно-образному строю произведения. «Не технические задачи двигают технику, — говорит Крамской, — а преследование олицетворения представлений»; «…дело не в красках и холсте, не в скоблении и мазке — в достоинстве идеи и концепции».
Конкретные свойства Т. во многом зависят от характера изобразительных задач, от свойств избранного художником материала (акварелью, напр., невозможно писать так же, как масляными красками), от индивидуальных особенностей исполнительского мастерства и пр. На зависимости Т. от применения специальных материалов и инструментов основывается ее простейшая и употребительная классификация, включающая в живописи, напр., Т. масляной живописи, акварели, гуаши, темперы, пастели, восковой живописи, фрески, мозаики (см ) и пр.
Значение Т. чрезвычайно велико, т. к., не овладев ею, невозможно изображать правдиво и выразительно. Но в реалистическом искусстве ей присуща лишь служебная роль. Самодовлеющий интерес художника к Т. бесплоден, он неизбежно ведет к вырождению самой Т. в поверхностное и пустое «ловкачество». Ср. Мастерство.