ПОРТРЕТ — один из жанров (см.) живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению определенного, конкретного человека. Портретом называют и отдельное художественное произведение, принадлежащее к портретному жанру. Портрет может изображать одновременно несколько людей (парный портрет; портрет групповой — включающий не менее трех персонажей)
Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету,—передача индивидуального сходства. Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист подчеркивает в своей модели социально-типические черты, воссоздавая через облик отдельного человека обобщающий тип определенной эпохи и социальной среды
Портретный жанр получил распространение еще в искусстве рабовладельческой формации (Древнего Египта. Греции. Рима) и, пережив длительный упадок в средние века, с новой силой развился в эпоху Возрождения (см.) и особенно в XVII в., когда работали величайшие мастера портретов — Рембрандт и Веласкес. В XIX в. в искусстве капиталистического Запада началось разложение портретного жанра, которое завершилось в упадочных формалистических течениях эпохи империализма. Традиции реалистического портрета были продолжены и обогащены в это время русским искусством, повысившим социальную значимость портрета и давшим таких портретистов мирового значения, как К. П. Брюллов, О А. Кипренский, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В, А. Серов.

Продолжая великие традиции русского реалистического искусства XIX в., лучшие советские портретисты: живописцы С. В. Maлютин, М. В. Нестеров, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, В. П Ефанов; скульпторы Н А. Андреев, С. Т. Коненков, В. И. Мухина, Е. В. Вучетич, Н. В. Томский, график Г. С. Верейский и другие — создали немало произведений, занимающих почетное место в истории советского искусства.

Прокрутить вверх