ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspiсеге — ясно видеть), ясный вид, взгляд вдаль. — 1) вспомогательная научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.
Видимые предметные очертания , формы, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека, причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета. Линейная П. дает возможность верно построить кажущиеся очертания предмета при любом из бесчисленных и сколь угодно случайных его положений. Изменения в цвете и в ясности очертаний, преимущественно на значительных расстояниях, исследует воздушная П. (пока еще мало разработанная как наука).
Из основных терминов П. особенно важны для художественной практики: горизонт, точка зрения, центральная точка схода (см.), угол зрения. Основные научные закономерности П. были установлены итальянскими художниками XV в. — П. Учелло, П.делла Франческа и др.
2) ПЕРСПЕКТИВА — единичное конкретное проявление перспективных закономерностей как в самой натуре, так и в произведениях искусства. В этом значении термин обычно сопровождают указанием на соответствующий предмет или мотив (напр., П. улицы, П. зрительного зала). Чисто практический метод передачи перспективного эффекта «на глаз», без коррективов на основе теории, называется наблюдательной перспективой; к последней относится, в частности, почти вся область воздушной перспективы.
Термин обратная перспектива не имеет отношения к закономерностям подлинной, научной перспективы и охватывает ранние, условные и несовершенные приемы передачи реального пространства на плоскости. В практике формалистов обратная П. является уже сознательным средством искажения действительности.

3) ПЕРСПЕКТИВА, в архитектуре — изображение здания с угла, в ракурсе, как оно обычно воспринимается в действительности (ср. аксонометрия; изометрия; план; плафон; фасад).

Прокрутить вверх