ПЕЙЗАЖ (франц. paysage) — в специальном значении жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Отдельное художественное произведение соответствующего жанра также называется П.
В качестве самостоятельной жанровой разновидности П. существует в европейском искусстве с XVII в., получив особенно широкое развитие в голландской живописи этого времени (у Ван-Гойена, Я. Рейсдаля и др ). До XVII в. он обычно служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Гораздо раньше возникает самостоятельный П. в китайском искусстве (еще в VII в. в эпоху Тан), где он достигает исключительной одухотворенности и поэтичности. В XIX в. П. становится широко и повсеместно распространенным жанром; подход художника к образу природы делается все более дифференцированным и психологически содержательным; развиваются и крепнут отдельные разновидности пейзажа: парковый, городской, марина (см.). Реалистический П. этого времени, правдиво передавая характер местности и выражая вместе с тем эмоциональное отношение человека к природе, становится важным средством воспитания чувства любви к родине и формирования демократических умонастроений [Констебль, Боннингтон, художники барбизонской школы (см. Барбизонцы), графики Хокусаи, Хиросиге]. Эта роль П. чрезвычайно ясно выступает в искусстве И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Левитана и других русских пейзажистов круга «передвижников». В живописи французских импрессионистов II. нередко становится предлогом для разработки «чисто живописных» задач и все более утрачивает глубокую образную сущность в последующих откровенно формалистических течениях. Перед отечественными пейзажистами стоят задачи большого масштаба: показывая не только «нетронутую природу», но и природу, преображенную созидательным трудом советских людей, сделать свои произведения средством воспитания советского патриотизма. Развитие П. как особого жанра протекает в искусстве в многообразных формах (включая область городского и индустриального пейзажей); одновременно П. вступает в тесное взаимодействие с другими жанрами изобразительного искусства как существенный их элемент. Крупные мастера советского П.: В. Н. Бакшеев, С. В. Герасимов, В. В. Мешков, Г. Г. Нисский, H. М. Ромадин и др.
Встречающийся в истории искусства термин «исторический пейзаж» относится к живописи классицизма (см ) и означает П., связанный с образами античности — «героизированный», четко построенный, включающий, как правило, фигуры или сцены из греко-римской мифологии (таковы, напр., пейзаж Пуссена и Лоррена). Историческим П. в широком смысле слова называют П., воссоздающий вид той или иной страны, местности, города в ту или иную эпоху (напр., «Старая Москва» А. Васнецова).

Прокрутить вверх