НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme; от лат. natura — природа) — реакционная система эстетических воззрений, сложившаяся (в связи с соответствующей художественной практикой) на почве культуры во второй половине XIX в. Его теоретической основой является философия позитивизма. Н. отказывается различать случайное от необходимого, внешнее, поверхностное от внутреннего и существенного; общественные закономерности он сводит к биологическим. Натуралистическое мировосприятие означает пассивное восприятие действительности как суммы разрозненных явлений, которые все в равной мере порождены слепой природной необходимостью и поэтому равнозначны. В искусстве Н. выражается в отказе от широких обобщений, от идейности, от целеустремленности и приводит к методу бездумного, чисто внешнего копирования всего, что находится в поле зрения художника. На практике такой «метод» имеет своим следствием не просто отсутствие обобщений и идей, а ложные, искажающие обобщения, реакционную проповедь пассивности, отказа от социальной борьбы, уродливую гипертрофию биологического начала в человеке, смакование самых низменных сторон действительности.
В живописи Н. признает за художником лишь право воспроизведения оболочки вещей, не допуская участия логической мысли и идейной тенденции. Н. по существу, смыкается с формализмом (см.) — и тот, и другой стремятся затушевать и исказить реальные общественные закономерности, отвлечь от правильного их понимания; в различных «новаторских» течениях современного искусства, напр., в сюрреализме (см.), или «вещизме». Н. и формализм теснейшим образом переплетаются.
Следует отличать частные элементы натуралистического подхода, которые всегда могут быть следствием незрелости и неразвитости художественного сознания, от Н. как «школы», как мировоззрения. Неправильно также видеть Н. во внешних приемах изображения, напр., в суховаторисуночной, «сглаженной», детализированной технике. Особенности такого рода зависят от индивидуального склада дарования художника, который и в этих формах может создавать большое реалистическое искусство, оставаясь свободным от всякого Н.
В критической литературе XIX в. термин Н. нередко употребляется как синоним реализма (см.) (отсюда— «натуральная школа»).

Прокрутить вверх