НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА — отражение в искусстве стремлений, идеалов и запросов трудовых народных масс. На тех исторических этапах, когда господствующий класс играл прогрессивную историческую роль, он выступал от лица всего общества, поэтому в его духовную культуру проникали элементы народности. Основу Н. и. составляет художественное творчество народных масс, формы которого всегда чрезвычайно разнообразны.
Передовое реалистическое искусство художников-профессионалов развивается в тесной связи с образами и идеями народного художественного творчества — и словесного, и изобразительного. На это неоднократно указывал А. М. Горький, говорил о роли народа как творца культуры. Однако Н. и. классового общества все же являлась противоречивой к неполной, часто приходя в конфликт с классовой природой искусства; господствующие классы стремились отстранить трудовые массы от сокровищ духовной культуры. Только при социалистическом строе искусство получает возможность стать подлинно народным, ибо не имеет иных задач и целей, кроме служения народу. Идея Н. искусства выражена в словах В. И. Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Прокрутить вверх