МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — живописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой, но обладающие самостоятельным и общественно значительным образным содержанием: изобразительное панно, роспись, мозаика (см.). Идеи и сюжеты произведений М. ж. гармонируют с назначением и идейным содержанием соответствующего архитектурного комплекса.
М. ж. выполняет в ансамбле и декоративную роль (поэтому ее называют иногда монументально-декоративной живописью) , но ее функции к такой роли не сводятся — в противном случае можно говорить лишь о декоративной живописи (см.) в узком смысле слова. Идейная значительность содержания является основным условием полноценности М. ж.; именно поэтому были обречены на неудачу декадентские попытки возродить М. ж. на основе упадочного эклектического стиля модерн (см.).
Специфика М. ж. требует особого строя художественных форм: ясности и лаконизма композиции, четкости и обобщенности рисунка, больших цветовых масс, особой продуманности ракурсов и перспективы с учетом восприятия с больших расстояний и под различным углом зрения. В рамках этих общих требований возможно очень большое разнообразие художественных решений.
Выдающиеся образцы М. ж. дают византийское и древнерусское искусство (связанные, однако, монополией церкви, к-рая сильно ограничивала широкие идейные возможности М. ж.). Подлинный расцвет М. ж. имел место в эпоху Возрождения (см. ) (Фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, М. ж. Веронезе и др.). В условиях капиталистического общества, в особенности во второй половине XIX в., М. ж. испытывала глубокий упадок. Условия советской действительности создают максимальные возможности для развития М. ж., которая находит широкое применение в строящихся дворцах культуры, клубах, театрах, станциях метрополитена, вокзалах и т. д. См. Монументальное искусство; ср. Монументальность.