КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, сочетание), художественно-образный тип структуры. “Организм”, в котором все элементы связаны образным смыслом. Архитектурная композиция рождается на основе переосмысления строительной конструкции (см. ордер).
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — сочинение, составление, расположение) — 1) структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от к-рой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством К. художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим. Как правило, К. строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов; помимо соподчинения, область К. включает также и самый выбор, состав таких элементов.
По своему происхождению, основные принципы К. коренятся в простейших, тысячекратно повторяющихся формах жизненной практики. Человек всегда видит заинтересованно — как действующее и мыслящее существо; с намерением или непроизвольно он выделяет те или иные стороны видимого, отстраняет другие. Уже в исходном, чувственном восприятии предметных качеств и свойств заключается, следовательно, зародыш важнейших композиционных требований: выявление существенного через связь с второстепенным и изъятие незначительного.
По основной своей природе К., следовательно, далеко выходит за пределы «чисто художественных», узкоспециальных требований. Конкретное же композиционное решение прямо зависит от соответствующего ему жизненного содержания и, в основном, определяется им. «Композиции… нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого только момента начинается для него возможность выражения, подмеченного по существу; и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать, и композиция является сама собой…» (Крамской). В границах, определяемых содержанием, композиционное решение зависит также от характера задачи (фреску, напр., компонуют несколько иначе, чем станковую картину) и от индивидуальных особенностей художника.
Наиболее полно свойства и роль К. обнаруживаются в тематической картине. Основное назначение К. состоит здесь в том, чтобы раскрывать идейный замысел художественного произведения детальной разработкой сюжетного действия посредством «режиссерских» средств и приемов. В ходе такой разработки художник определяет или уточняет характеристику действующих лиц, выявляет их отношение друг к другу и к окружающей обстановке; основными композиционными средствами являются при этом обдуманная группировка фигур и предметов, точно найденные позы и положения, экспрессия лиц и движений, язык жестов и пр. «Режиссерская» работа ведется на основе намечаемого художником общего перспективно- пространственного строя, который определяется выбором (в частности, высотой) точки зрения, высотой горизонта (см.), местом и ролью основных пространственных планов (см.) и пр. Предметносмысловым элементом К. неизменно содействуют неразрывно связанные с ними «специальные» композиционные средства (см. Архитектоника). Сюда относятся выбор формата изображения; точно рассчитанные акценты и вариации освещенности, цвета, светотени; применение всякого рода контрастов; роль ритмического строя форм (см.) и мн. др. Каждому из видов изобразительного искусства свойственны свои собственные средства такого рода. Чем дальше сфера деятельности художника отстоит от области станкового искусства, тем большее значение приобретают эти средства в художественной практике.
К. в реалистическом искусстве никогда не играет самостоятельной роли: подобно тому как речь имеет значение передатчика мысли, К. служит лишь средством внушить зрителю то, что художник должен выразить. При всей своей красноречивости, реалистическая К. вовсе незаметна как средство или прием и никогда не навязывается зрителю. Требования строгой закономерности не мешают ей в каждом отдельном случае оставаться внутренне свободной, не cвязанной никакими предвзятыми условностями и обязательными правилами. В прошлом, особенно границах художественной практики, свойственной тому или иному стилю (см.), К. нередко отличалась большей устойчивостью приемов, которая приводила к резкой ограниченности композиционных средств (при деталькой их разработке); таковы, в частности, господствовавшие столетиями, типично академические приемы К.
2) К —наименование отдельного художественного произведения значительного по содержанию, обдуманно построенного и законченно выполненного В области живописи данный вариант термина близок понятию картины. См. Тематическая картина.