КОМИЧЕСКОЕ — в искусстве: осмеяние пороков и недостатков, подчеркивание смешных сторон общественных и бытовых явлений, преимущественно с целью их осуждения. К. — широкое понятие, включающее в себя много градаций, от бичующей сатиры до сравнительно мягкого, беззлобного юмора. Источником К. в искусстве являются реальные жизненные противоречия между новым, нарождающимся и старым, отживающим, омертвевшим, но еще пытающимся сохранить видимость значительности; между ничтожным содержанием и претенциозной внешней формой; между сущностью и видимостью и т. д. Комический элемент в искусстве обнажает, вскрывает эти несоответствия, делает их вполне очевидными и вызывающими смех. Разоблачительная, оздоровительная роль К. очень велика: смех — могущественное орудие борьбы против отжившего и отсталого. Создавая комические образы, искусство пользуется приемами иронии, шаржа, гротеска, карикатуры (см.) и пр., широко применяя методы заострения и преувеличения. Все виды изобразительного искусства располагают возможностями создания комических образов, но не в равной степени: в скульптуре они сравнительно редки; графика является видом искусства, особенно богатым средствами для создания сатирических и юмористических произведений, составляющих особую обширную область политической и бытовой карикатуры (к ее лучшим образцам относятся, напр., работы О. Домье; в советском искусстве работы Кукрыниксов, Б. Ефимова). В живописи К. выражается по преимуществу не посредством гротескно-карикатурной утрировки, а, при сохранении и внешнего и внутреннего правдоподобия и естественности, через выявление комического смысла изображаемой ситуации; таковы, напр., картины П. А. Федотова — «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», серия картин У. Хогарта «Модный брак».
Нередко К. в искусстве переплетается с драматическим или лирически-печальным, вызывая «смех сквозь слезы» — как в картинах «Шутники» И. М. Прянишникова, «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перова и др. Элемент К. может содержаться и в изображении положительных явлений и персонажей: здесь он зависит от забавного характера ситуации, вызывающего веселый и добрый смех: таковы в живописи «Веселая минутка» А. Л. Ржевской (старый дед пляшет вместе с внуком), «Вратарь» С. А. Григорьева и т. п.