КОЛОРИТ (франц. coloris, от лат. color — краска, цвет) — в живописи: характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности (см. Цвет).
Главное, исходное свойство К. — богатство и согласованность цветовых оттенков, соответствующих богатству материального мира, правдиво передающих в единстве со светотенью (см ) многообразные предметные свойства. Не случайно лучшими колористами всегда были выдающиеся художники- реалисты, такие, как Веласкес, Тициан, В. И. Суриков, И. Е. Репин и др. «Художник-колорист, в настоящем смысле слова, будет тот человек, который находит на палитре именно тот тон и цвет, какой в действительности есть, или какой он большему числу людей кажется» (И. Н. Крамской).
Правдивость К. никогда не достигается, однако, механически точным «списыванием» с натуры.
Отдельный цветовой тон колористически верен и выразителен в живописи не сам по себе, не «на палитре», а в строго определенной правдивой взаимосвязи с другими тонами и с ансамблем полотна (см. Отношения). Взаимодействием красок, как и другими художественными средствами, живописец подчеркивает характерное и существенное, осмысливая и обобщая то, что воспринимает глаз.
Колористический строй художественного произведения служит, наконец, средством внутренней характеристики и эмоциональной выразительности. В конечном счете, все основные особенности колорита определяются соответствием правдивому идейно-образному замыслу. «Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке» (И Е. Репин).
Колоритность живописи неверно отождествлять с красочностью — с искусственным усилением цвета или увлечением «красивым» сочетанием красок.
Термин К. нередко употребляется в поверхностном значении, близком к понятиям «цветовая гамма» и «тональность» (см ), напр. «голубоватый колорит».