КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от сагicага — нагружать, преувеличивать) — изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные особенности объекта с целью их осмеяния и разоблачения. К. является одной из самых распространенных форм сатиры (см.) в изобразительном искусстве. Элементы К. существовали уже в античном искусстве, отчасти В средневековом, а также в искусстве Возрождения (К. встречается среди рисунков Леонардо да Винчи), но там они были сравнительно редки.
К. как особый сатирический жанр изобразительного искусства сложилась уже в эпоху капитализма, обнажившего общественные противоречия: жанр К. получил развитие в графике, гл. обр. газетно-журнальной, и стал острейшим орудием политической борьбы и политической агитации. Наибольший подъем и расцвет политической К. наблюдался в период революционного подъема — французской революции 1789 г., революции 1848 г., назревания революционной ситуации в России 50-х—60-х гг. XIX В и русской революции 1905 г. Блестящим мастером политической К. был выдающийся французский художник второй четверти XIX в О.Домье. Советская К . выдвинувшая первоклассных мастеров этого жанра (Моор, Кукрыниксы, Б. Ефимов и др.), имеет важное общественное значение. Она разоблачает происки мировой реакции, обнажает истинную сущность поджигателей войны Исключительная роль принадлежала К. в годы гражданской войны, а также в период Великой Отечественной войны в «Окнах сатиры РОСТА», «Окнах ТАСС» (см.), в плакатах, листовках, фронтовых газетах советские карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Важное место занимает и бытовая К., выступающая как средство критики и самокритики советского общества, разоблачающая бюрократов, лодырей, расхитителей общественной собственности, помогающая бороться с пережитками капитализма в сознании людей
В К широко используются изобразительные метафоры, уподобления, каламбуры (игра слов, основанная на их звуковом сходстве и смысловом различии) Часто К. сопровождается текстом (иногда стихотворным), поясняющим и усиливающим ее смысл.
Специальные сатирические издания (из которых особенно популярен журнал «Крокодил») представляют широкое поле для массового развития и распространения карикатуры в советском искусстве.

Прокрутить вверх