ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА — искусства, связанные со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, графика, скульптура (см.). Часто к видам И. и. относят также архитектуру и всю область декоративно-прикладного искусства (см.), поскольку их произведения пространственны и воспринимаются зрением. Однако архитектура и большая часть прикладного искусства (бытовые изделия — мебель, одежда, посуда и пр.) существенно отличаются от живописи, графики и скульптуры тем, что образное отражение ими действительности не носит характера непосредственного воспроизведения явлений, т. е. изображения в собственном смысле слова.
Виды искусства, сочетающие пространственное решение с временным, зрительные образы со слуховыми (театр, кино), обычно не причисляются к И. и.: это синтетические виды искусства. Из тесной связи И. и. с актом непосредственного восприятия предметного мира вытекает целый ряд присущих им эстетических качеств: возможность передать ощущение как бы живой, доподлинной действительности, показать ряд явлений в их одновременном сосуществовании, запечатлеть с предельной точностью и полнотой индивидуальный облик человека и т. п. Хотя И. и. ограничены в передаче развития действия во времени, это ни в какой мере не означает, что они мало способны к выражению идей, мыслей, сложных переживаний, жизненных коллизий, что они обречены на передачу одной лишь внешней оболочки вещей (как утверждают нередко сторонники идеалистической эстетики).
И. и. способны познавать и отражать действительность в развитии во всех ее проявлениях, выражать самые сложные идеи—хоть и делают это через зрительные образы. Поэтому И. и. обладают не менее широкими возможностями общественно-политического воспитательного воздействия, чем искусства временные в точном смысле слова.
К специфическим художественным средствам И. и. относятся: рисунок, цвет, пластика, светотень (см.), позволяющие создавать изображения видимых предметов. В различных видах И. и. эти художественные средства применяются в разной степени и разном соотношении.
Так, скульптура выявляет прежде всего объемные, пластические качества предмета,—рисунок служит для нее подсобным средством, а цвет играет второстепенную роль; чаще всего скульптура вообще отвлекается от цветовой характеристики своих объектов.
Для графики и живописи рисунок является основой, но выступает в различном качестве; в графике, как правило, более непосредственно и «обнаженно», в живописи же — сливаясь с цветовой, красочной характеристикой изображаемого.
Мера и характер употребления тех или иных художественных средств изменяются и в процессе исторического развития видов И. и.: они варьируются также в рамках одного и того же вида (напр., графические изображения могут в большей или меньшей степени выявлять градации светотени или линейные контуры, быть преимущественно объемными или силуэтными и т. д.). Во всех случаях реалистические И. и. стремятся отражать действительные объективно существующие закономерности материальных предметов и вместе с тем избегают пассивного копирования этих предметов, мобилизуя все свои средства на выражение, подчеркивание и заострение самого существенного в них, в соответствии с идейным замыслом художника.