ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, переломная эпоха в развитии искусства конца XV — начала XVI в. В архитектуре ознаменовалась обращением к античному наследию и переосмыслением архитектурных композиций Древнего Рима, в первую очередь ордерной системы. Архитектура Итальянского Возрождения включает два основных периода: флорентийский (вторая половина XV в., или кватроченто, — “четырехсотые годы”) и римский (начало XVI в., или чинквеченто, — “пятисотые годы”). Французское название эпохи — Ренессанс. Флорентийский период, или тосканское Возрождение, отмечен влияниями средневековых традиций (см. инкрустационный стиль) и новаторской деятельностью Ф. Брунеллески, впервые в итальянской архитектуре соединившего римскую арку с арабским приемом опоры арок непосредственно на капители колонн (см. аркада). Крупнейшим теоретиком архитектуры был Л. Б. Альберти. Римский период начался с деятельности Д. Браманте — автора первого проекта храма Св. Петра в Риме. В архитектуре Итальянского Возрождения разработаны новые типы зданий: палаццо (городской дворец), центрический храм (см. ротонда), загородная вилла, а также композиционные приемы (см. лоджия). По-особенному складывалось развитие архитектуры в других городах Италии, например в Венеции (см. палладианство). Благодаря творчеству Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио в XVI в. в Италии были созданы основы архитектуры Классицизма, но уже с середины XVI в., прежде всего в творчестве
Микеланджело, формируется стиль Барокко, другие зодчие склоняются к Маньеризму. Итальянское Возрождение включает в себя различные традиции, тенденции развития, художественные направления и стили. Следовательно, словосочетание “Итальянское Возрождение” не является названием стиля, а только обозначает определенную историческую эпоху.