ИСКУССТВОЗНАНИЕ — наука об искусстве, включающая в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику. Чаще всего термин И применяется к науке об изобразительном искусстве (см.).
Попытки создания теории искусства восходят еще к эпохе античности (Платон, Аристотель). Среди трудов античных ученых имеются и практические руководства по искусству (Витрувий) и описания художественных памятников (Павсаний, Филострат). Ряд искусствоведческих трактатов был создан в эпоху Возрождения (трактаты Альберти, Леонардо да Винчи, «Жизнеописания» Вазари и др.). Но И. как самостоятельная отрасль науки, предполагающая систематизированное историческое изучение произведений искусства, возникло сравнительно недавно: одним из первых специально искусствоведческих трудов была книга И. Винкельмана «История искусства древнего мира», вышедшая в середине XVIII в. Ценный вклад в развитие И. был внесен западноевропейскими просветителями XVIII в. — Д Дидро. Г. Э. Лессингом.
В XIX и XX вв.- И. получило широкое развитие, в нем наметился целый ряд школ и направлений. Фундаментальные исследования в области истории искусства и отдельных его видов были созданы В. Любке, А. Шпрингером, К. Вёрманом (Германия), Виолле ле Дюком, Г. Масперо (Франция), Я. Буркхардтом (Швейцария) и др. Они особенно ценны накоплением и систематизацией фактов. В западноевропейском И. с конца XIX в. одно из главенствующих мест заняло формалистическое направление, рассматривающее историю искусств как историю смены самодовлеющих художественных форм, при игнорировании общественного содержания искусства (Вельфлин, Гильдебрандт, Ригль). В России XIX в. возникло и развивалось прогрессивное И., изучающее искусство под углом зрения его идейного содержания (гл. обр., в работах В. В. Стасова): оно находилось под сильным и благотворным влиянием передовой революционно-демократической литературной критики — Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Большой вклад в русское И. был сделан Ф. И. Буслаевым, Н. П. Кондаковым, Д. В. Айналовым, И. Э Грабарем и др.
Подлинно научная база для И. дана учением марксизма-ленинизма, установившим зависимость идеологической деятельности, в том числе и искусства, от законов материального развития общества.
Советское И. включает в себя широкую область художественной критики, по-новому, с позиций марксистско-ленинского учения, научно осмысливает историю и современное развитие мирового искусства, изучает его закономерности и теоретически обосновывает пути развития искусства социалистического реализма (см.). Оно развивается в борьбе с лженаучными формалистическими и ревизионистскими концепциями.

Прокрутить вверх