ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от impression — впечатление) — в изобразительном искусстве: направление во французской живописи 70—90-х годов прошлого века, определяемое, в основном, деятельностью Клода Моне, Сислея, Писсарро. Ренуара; в широком значении термин охватывает также многочисленных последователей французского И. в других странах и, помимо живописи, распространяется на графику и скульптуру.
В русском искусстве И. не получил такого же развития, как на Западе, и в типических для него формах встречается лишь у немногих художников (характерный пример — живопись К. А. Коровина в позднем периоде его деятельности). Движение импрессионистов представляло собой первый заметный шаг на пути кризиса западноевропейского искусства периода перехода к империализму.
Художники большого таланта, первые импрессионисты стали жертвой своей ложной теории. Основные установки И., взятые в их последовательной и крайней форме, выражают антиреалистические тенденции. Художники-импрессионисты чуждались социальной тематики. В идейной содержательности искусства они видели лишь вредный пережиток, к-рый привносит в живопись чуждую ее природе «литературность».
Если в эпоху возникновения И. основным мотивом еще остается наблюдение самой реальности, то в дальнейшем преобладают только поиски мгновенных зрительных впечатлений от нее. Импрессионисты переносят акцент с действительности на ее чувственное восприятие, с жизни на искусство. Они предоставляют свободу субъективному толкованию видимого.
Пленерный (см. Пленер) этюд стал единственной формой их художественной практики; основной целью живописи сделалась передача световых эффектов, главным и почти единственным художественным средством — подчеркнутая игра цветовых контрастов. Все большее значение приобретали в И. узкоспециальные задачи формального характера —. за счет изобразительной полноты и силы живописи. Деятельностью импрессионистов было подготовлено возникновение более последовательных формалистических течений.
Так как И. суждено было перекинуть мост от поисков изобразительного гибкого живописного языка к отвлеченно формальным экспериментам XX в., творческий метод этого направления оказывается на редкость противоречивым. Неоднородна поэтому и практика французских импрессионистов. Временами непосредственная связь с натурой, правдивость чувственного восприятия делали произведения импрессионистов (особенно в раннюю пору их деятельности) хорошими реалистическими этюдами. Но такие элементы реализма еще не говорят о реалистической природе самого направления. И. мог ставить задачи, важные для реалистической живописи,—но уже не в силах был с ними справиться. Сущность И. — в его развивающихся, а не отмирающих свойствах.
В своей последовательной, зрелой форме И. отрицает важнейшие основы реалистического искусства — его общественное назначение, познавательный характер, идейную содержательность, образный строй. Некоторые буржуазные исследователи И. называют его «самой страшной реакцией против реализма на протяжении столетий» (Франкастель).

Прокрутить вверх