ИКОНОПИСЬ — в истории искусства: отрасль станковой религиозной живописи, произведения к-рой служили объектом культа, поклонения, гл. обр. в государствах, где утвердилась восточная ветвь христианства (православие). И .— искусство, проникнутое отвлеченной символикой, традиционное, на протяжении веков сохранявшее канонизированные церковные сюжеты, композиционные схемы и неизменные технические приемы исполнения (см. Икона). Иконописные каноны восходят к византийским образцам. С византийской И. была преемственно связана и древнерусская И., в к-рой существовал ряд местных школ; главнейшие из них— Новгородская и Московская.
В течение нескольких столетий народные художественные таланты Византии и Древней Руси могли проявляться гл. обр. в И., поскольку светской живописи почти не существовало. Талантливейшие из художников-иконописцев умели и в рамках строгой церковной регламентации создавать произведения, не только замечательно тонкие по технике, но и обладающие большой внутренней выразительностью и по-своему в условных рамках отражающие реальную действительность: таковы, напр., работы знаменитого мастера начала XV в. Андрея Рублева.
В XVIII в. с развитием светского искусства И. утрачивает способность художественного развития и скоро нисходит на степень механического ремесла.

Прокрутить вверх