ИДЕЯ (от греч. Idea — понятие, представление) — в искусстве: главная мысль художественного произведения, в к-рой обнаруживается общественная позиция художника и объективная направленность его искусства. И. художественного произведения определяет основное его содержание: от существа и особенностей И. зависит трактовка художником темы и сюжета (см.). И. оказывается действенной только в том случае, если она неотрывна от средств художественного образа (см.) — сама по себе идейность замысла еще не обеспечивает создание крупного реалистического произведения. Художественная И. включает не только политическую и этическую, но и эмоциональную и эстетическую оценку изображаемого. Наряду с главной И. произведение может содержать и несколько побочных И. (обычно вытекающих из главной или подчиненных ей).
Искусство может быть носителем и реакционных, и прогрессивных художественных И. Но характер художественной И. не безразличен для искусства. История показывает, что только прогрессивное общественное содержание, передовые И. оказывались благотворными для прогресса искусства, соответствовали его реалистической природе: таковы, напр., И. произведений передвижников — обличение эксплуататорской действительности буржуазно-помещичьей России, протест против угнетения народа, защита его духовного и морального величия, любовь к Родине, горячая вера в ее светлое будущее и т. д. Реакционные И., как правило, вносили в искусство фальшь, искажение правды жизни, а то и вовсе разрушали его.
В условиях классового общества нередки случаи, когда объективная И. художественного произведения не совпадает с субъективной позицией автора, с его замыслом, являясь стихийным отражением закономерностей правдиво и честно показанной художником действительности (напр., творчество Бальзака). См. Идейность.

Прокрутить вверх