ФОРМАЛИЗМ (франц. formalisme; от лат. forma) — реакционное направление в искусстве и эстетике, порожденное и ставшее с начала XX в. преобладающим
и господствующим в искусстве. Элементы Ф. были уже в декадентских и импрессионистических течениях конца XIX в. Понятие Ф. применяется как общее обозначение деятельности многочисленных школах и «направлений», мало отличающихся друг от друга по существу — таких, как кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм (см.), супрематизм, пуризм, дадаизм и пр. Все эти разновидности Ф. основываются на противоестественном отделении формы искусства от содержания и на признании независимости и самоцельности формы.
Претендуя на то, чтобы путем различных комбинаций «чистых форм» творить «новые вещи» (а не отражать реально существующие), формалистическое искусство грубо искажает действительность, утрачивает способность образного познания мира и превращается в набор бессмысленных «формотворческих», часто шарлатанских экспериментов.
Поскольку форма, независимая от содержания, вообще невозможна, Ф. фактически разрушает и самую художественную форму; искусство Ф. так же произвольно и безобразно по форме, как неизменно и извращенно по содержанию. Ф. часто выступает в открытом или замаскированном союзе с натурализмом (см.), с которым в идейном плане имеет много общего.
Произвольное искажение и схематизация форм, пренебрежение идейной, интеллектуальной стороной искусства являются первыми проявлениями Ф.; логическое их продолжение — полная ликвидация художественного образа, бредовое, хаотическое нагромождение линий и цветовых пятен. Родоначальником Ф. в живописи был французский художник П. Сезанн с его принципом «геометризации» видимого мира. «Гносеологическое» обоснование формалисты всех оттенков искали в кантианской и неокантианской эстетике, провозгласившей «практическую незаинтересованность» художественной деятельности и ее неподвластность контролю разума.