ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР (от греч. dorikos — по наименованию племени), один из ранних ордеров античной архитектуры. Его название и развитие связано с завоеванием Греции племенем дорийцев в XIII — XII вв. до н. э. Дорийцы, или доряне, пришли в Грецию с севера, из районов, богатых лесом, и имели навыки строительства из дерева. Однако в каменистой Элладе строительного леса было мало, и им пришлось возводить свои храмы из камня. Согласно одной из версий происхождения дорийской архитектуры, первые каменные постройки воспроизводили деревянные конструкции (см. мегарон). Для дорического ордера характерны мощные, тесно поставленные колонны, состоящие из отдельных каменных барабанов, широкие капители из двух частей: каменной “подушки” — эхина и квадратной плиты — абаки. Архитрав составляли из отдельных каменных плит, которые из-за хрупкости материала — известняка — не могли быть длинными: каждый блок опирался концами на соседние колонны. Поэтому колонны приходилось ставить очень близко (см. пикностиль). Таковы сохранившиеся руины древних дорийских храмов в Пестуме (Южная Италия), Сегесте, Селинунте, Акраганте (о. Сицилия; конец VII — VI в. до н. э.). Отличительной особенностью греко-дорического ордера является фриз из чередующихся триглифов и метоп с рельефами, скульптурные композиции в треугольных фронтонах двускатной кровли. Тяжелую каменную кровлю поддерживали изнутри двухэтажные колонны, поставленные в два ряда. Колонны имеют вертикальные желобки — каннелюры (от 16 до 24), в отличие от каннелюр конического ордера, они не имеют дорожек (перемычек) и соприкасаются, образуя острые ребра, что усиливает игру светотени. Яркая раскраска концентрировалась в верхней части здания, на фоне неба. Несущие части (колонны) обычно оставляли без окраски, а фриз расписывали: триглифы ярко-синей краской, фон метоп — красной, капители и рельефные детали — добавляя позолоту, зеленую краску, и подчеркивали контуры черным. Главное отличие дорийского стиля в архитектуре заключается в ясной расчлененности (см. тектоника), ритмичности, выразительности мощного, сурового, но одновременно нарядного облика храма. Типичные соотношения частей композиции дорического ордера: 2 : 1, 3 : 2.

Прокрутить вверх