ЦВЕТ — в специальном значении: 1) одно из основных средств изобразительного искусства, отражающее (в единстве со светотенью) материальные свойства предметного мира; 2) качество отдельного цветового тона (см.) в ансамбле художественного произведения или мотива. Изменения локального (см.) Ц. в натуре точно соответствуют изменениям освещенности, формы, материала, расстояния и, следовательно, передают, в тесном содружестве со светотенью, все эти свойства объективного мира. Поэтому в искусстве Ц. прежде всего служит правдивому изображению реальных предметов в реальной среде, являясь, в частности, одним из средств объемной и пространственной моделировки (см.).
Однако художник не копирует цветовых оттенков натуры. Предметно-изобразительная сторона, оставаясь исходной и важнейшей, вообще не исчерпывает роли Ц. в живописи. Через Ц., как и через другие элементы художественной формы, живописец выявляет существенное и характерное; он пользуется Ц. в качестве композиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики и пр. Велико и многообразно эмоциональное воздействие Ц. в живописи. В широком значении термин Ц нередко соприкасается по содержанию с понятием колорита (см.).
Свойства и достоинства отдельного цветового тона в ансамбле произведения или мотива зависят от выразительной и правдивой взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами (см. Отношения). Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового контраста (см.) между теплыми оттенками (желтоватые, оранжеватые, красноватые) и холодными (голубоватые, синеватые, фиолетовые), а также между дополнительными (см.) Ц. В зрелом реалистическом искусстве цветовой тон неотделим от заключенного в нем светотеневого тона; изобразительная полнота и сила каждого из цветовых тонов достигаются на основе правдивых светотеневых отношений (см. Светотень). Образцы глубокой и многосторонней трактовки Ц. дают произведения великих реалистов — таких, как Тициан, Веласкес, Репин, Суриков.