АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА (от лат. antiquus — древний; см. архитектура), искусство архитектуры древних греков и римлян. Под термином “античность” понимается древнее искусство стран Средиземноморья и находившихся под непосредственным влиянием этого искусства регионов. В истории античного искусства выделяют несколько периодов:
протоантичное искусство (от греч. protos — первый, начальный), или искусство Крита и Микен (III — II тысячелетия до н. э.); архаический период (VII — VI вв. до н. э.); период классики (середина V в. до н. э.); поздний, или эллинистический, период (IV — I вв. до н. э.); римский период (I в. до н. э. — V в. н. э.). В античную эпоху был создан классический тип жилого дома (см. мегарон; вилла), выработана композиция античного храма (см. амфипростиль; диптер; периптер; простиль; псеадопериптер; толос). В древнегреческой архитектуре сложилось понятие ордера; различные типы архитектурных ордеров были развиты строителями Древнего Рима. Главное качество древнегреческой архитектуры — тектоничность (см. также архитектоника). В отличие от древнегреческих мастеров, которые использовали преимущественно горизонтальные — архитравные перекрытия и возводили здания из тесаных камней — квадров, римляне заимствовали в странах Ближнего Востока арку и свод, усилили пространственность архитектурной композиции, применяли новые материалы и композиционные приемы (см. “римская архитектурная ячейка”). Римляне строили из кирпича и так называемого римского бетона (смеси цемента и гравия; см. бут), поэтому их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мраморной облицовки. Отсюда известные слова Светония о том, что император Август “принял Рим кирпичным, а оставил мраморным”. Римляне использовали преимущественно коринфский архитектурный ордер, как самый пышный, и добавили к существовавшим прежде композитный (“сложный”). Они создали новые типы зрелищных, утилитарных и триумфальных сооружений: акведуки, виадуки, амфитеатры, триумфальные арки и колонны, термы и форумы.