АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Петербургская, 1757—1918 гг.) — учреждение руководящего значения, объединявшее в дореволюционной России крупнейших мастеров изобразительного искусства и подготовлявшее художественные кадры высшей квалификации. А. х. сыграла большую и важную роль в развитии русской художественной культуры. В лучший период своей деятельности (последние десятилетия XVIII — начало XIX в.) она боролась за передовое, демократическое искусство; в ее стенах складывались традиции гражданского служения художника своей Родине. Широко открывая двери даровитой молодежи из народа, А. х. воспитала плеяду замечательных мастеров, которыми гордится русское искусство (зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков, скульпторы Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, живописцы Ф. С. Рокотов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков и мн. др.). Но деятельность А. х. не всегда была прогрессивной. Политическая реакция, последовавшая за восстанием декабристов, постепенно привела к оторванности А. х. от передовых запросов времени и сделала ее проводником официозного искусства. В эту пору многие из выдающихся русских художников (такие, как А. Г. Венецианов, П. А. Федотов) развивались или целиком вне А. х„ или же порывая с ее принципами. После событий 1863 г., когда группа передовых и наиболее талантливых учеников демонстративно покинула А. х. (см. Артель художников; Передвижники), деятельность А. х. теряет прогрессивный идейно-воспитательный характер. А. х. остается лишь хранительницей длительных традиций художественного мастерства — преимущественно в области рисунка. Известное оживление в деятельности А. х. началось в связи с реформой 1893—1894 гг., когда в числе ее профессоров появились крупнейшие художники-реалисты И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др.
Президентом Академии художеств, вплоть до Октябрьской революции, назначался один из великих князей (ближайших царских родственников).

Прокрутить вверх