А ФРЕСКО, аль фреско (итал. а fresco — сырым способом, по сырому; произн. — «а фрэско») — основная техническая разновидность фресковой живописи, характеризующаяся исполнением по свежей известковой штукатурке (см. Фреска). Краски закрепляются здесь в процессе высыхания штукатурки образующимся на ней слоем углекальциевых соединений.
Отсюда характерная для этой техники необходимость быстрого завершения работы, требующая при значительных размерах композиции обязательного исполнения по частям. Так как недостатки такого исполнения полностью обнаруживаются лишь через несколько дней (вместе с полным высыханием штукатурки, сильно изменяющим краску), роспись а фреско почти всегда приходится дополнять прописками темперой, с целью исправления деталей. Техника лишенной поправок, так наз. «чистой фрески» (буон фреско) оказывается поэтому особенно трудной и редкой.
Существуют два способа живописи а фреско: 1) без всякого связующего вещества — разведенными водой порошкообразными красками и 2) с применением активной гашеной извести (которая одновременно служит и белилами).
В первом случае получается легкий и прозрачный красочный слой, напоминающий акварель (см.), во втором — живопись корпусная (см.) и несколько белесоватая, близкая по свойствам к гуаши (см.).Для росписи а фреско характерны (но не всегда обязательны): исполнение по частям, следы такназ. соединительных швов — границ между этими частями; процарапанные в штукатурке контуры рисунка — прориси (см.).
Достоинства техники а фреско — быстрота выполнения, легкий и выразительный цветовой тон, устойчивость колористических качеств при условии, что живопись находится внутри помещения и не подвергается воздействию дождя, ветра, солнца, резкой смены температур.