Ассоциация художников революционной России (АХРР) – передовое и наиболее массовое творческое объединение советских художников в 20-х гг.
Основы АХРР были заложены в 1922 г., после 47-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок, когда группа художников-реалистов, образовавших «Ассоциацию по изучению современного революционного быта», организовала «Выставку картин художников реалистического направления в пользу голодающих». Члены этой ассоциации и участники выставки П. А. Радимов, А. В. Григорьев, Е. А. Кацман, Н. Г. Котов, Б. Н. Яковлев, B. В. Журавлев, П. М. Шухмин, Я. А. Башилов явились организаторами возникшей в том же году Ассоциации художников революционной России. Видную роль играли в АХРР также художники C. В. Малютин, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин. В. Н. Мешков, А. В. Моравов, К. Ф. Юон, И. А. Владимиров, Б. М. Кустодиев, И. И. Бродский, М. Б. Греков, М. И. Авилов, Е. М. Чепцов, Б. В. Иогансон, А. М. Герасимов, П. И. Котов, В. Н. П грельман, А. А. Вольтер, Г. Г. Ряжский, С. В. Рянгина, Ф. С. Богородский, С. М. Карпов, Н. Б. Терпсихоров, Н. Я Белянин, В. Н. Яковлев и др. Наряду с живописцами в состав АХРР входили и некоторые художники-графики — И. Н. Павлов, Н. И. Дормидонтов. В 1926 г. в АХРР была организована секция скульптуры, в которую входили С. С. Алешин. М. Г. Манизер, И. А. Менделевич, Ф. К. Лехт, С. Д. Меркуров.

За период деятельности АХРР в Москве состоялось 11 крупных художественных выставок Ассоциации, организованных по тематическому принципу. Само название выставок АХРР красноречиво говорит об идейно-художественных задачах, стоявших перед Ассоциацией. В числе этих выставок были: «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии» (1922), «Уголок Ленина» (1923). юбилейные выставки 5- и 10-летия Красной Армии(1923, 1928); две выставки «Революция, быт и труд» (1924, 1925), «Жизнь и быт народов СССР» (1926). Выставки вызывали живой интерес массового советского зрителя.
АХРР сыграла большую положительную роль в продвижении искусства в массы и в борьбе за становление близкого и понятного народу реалистического искусства, сплотила основную массу художников-реалистов вокруг задач правдивого отображения революционной действительности. Провозгласив в своей декларации лозунг героического реализма, художники АХРР всеми своими идейно-творческими установками решительно и принципиально противостояли формалистическому искусству этого периода. Художники АХРР достигли значительных результатов в области почти всех жанров реалистической станковой живописи — историко-революционного, бытового, батального, портрета. пейзажа, натюрморта.
Будучи новаторским по своему содержанию, творчество лучших художников АХРР опиралось на прогрессивные традиции классического искусства прошлого и особенно русских художников-передвижников. У некоторых участников Ассоциации сказывалась, однако, известная ограниченность творческого метода, склонность к пассивному эмпиризму и фотографизму, недостаточное внимание к вопросам художественного и профессионального мастерства.
В расцвете своей деятельности Ассоциация объединяла более 40 филиалов в союзных республиках и областных и республиканских центрах РСФСР, активно способствуя укреплению и росту реалистических художественных сил в национальных республиках, воспитание кадров художников-реалистов из местных национальностей. Особенно большую роль в укреплении связей между художниками РСФСР и художниками братских республик сыграла VIII выставка АХРР «Жизнь и быт народов СССР» (1926).
В 1928 г. после 1-го съезда Ассоциации АХРР была переименована в Ассоциацию художников революции (АХР). АХР существовала до 1932 г. (когда постановлением ЦК ВКП(б) все художественные объединения и группировки были ликвидированы ради создания единого творческого союза). Ограниченной стороной в деятельности АХР последнего периода ее существования была свойственная некоторым членам Ассоциации тенденция подмены идейно-творческих позиций чисто групповыми интересами. Это привело к тому, что ряд крупных художников-реалистов старшего поколения — М. Греков, П. Котов, К. Савицкий, И. Машков, Н. Терпсихоров и некоторые другие — вышли из состава АХР.
Художники АХРР своей борьбой за реализм, за тематическую идейно-насыщенную картину, за близость к традициям национальной русской школы живописи и за живую связь искусства с современностью вписали замечательную страницу в историю советского искусства 20-х гг. Их деятельность имела важное значение для дальнейшего развития искусства социалистического реализма.