Андрей Чохов: Царь-пушка и царь-колокол — старинные бренды России

Слово бренд сегодня знакомо, наверное, каждому…

Бренд — знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой. Бренд воспринимается как широко известная торговая марка или компания, занимающая в сознании и психологии потребительских сегментов особое место из массы себе подобных. Его значение составляет специально созданный привлекательный уникальный образ объекта продвижения. В этом смысле вполне можно считать брендами старинные именные произведения литейного искусства, которые сегодня хранятся в музеях, а когда-то представляли собой особо ценные предметы военно-инженерного назначения: пищали, мортиры, бомбарды…

Российская артиллерия получила особое развитие в период правления Ивана Грозного, который, как известно, вел многочисленные войны. Исторические документы XVI в. сохранили индивидуальные собственные имена наиболее ценных артиллерийских орудий, сделанных в России лучшими мастерами и, как правило, по высочайшему указу.
В Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, среди других замечательных экспонатов, представлена осадная пищаль «Единорог», созданная в 1577 г. На казенной части орудия отлита надпись, которую на современный язык можно перевести так: «Божею милостию, повелением государя царя, великого князя Ивана Васильевича всея Руссии, зделана сия пищаль Инрог в лето 7085, делал Ондрей Чохов». На задней части орудия на круглом медальоне помещено изображение единорога и надпись «и нрогъ» (начало слова написано сокращенно, под титлом).

По всему миру известны и другие работы Андрея Чохова, которые стали символом мощи и, по которым узнают Россию, — это Царь-пушка и Царь-колокол. На этих произведениях литейного искусства, есть индивидуальные элементы, которые в дальнейшем часто использовали и копировали другие мастера. Элементы имеют собственные имена: «Аспид», «Волк», «Троил», «Лев», «Перс», «Скоропея». Об орудии «Аспид» исторические документы сообщают: «На дульной части имеется литое рельефное изображение чудовища в виде крокодила с извивающимся хвостом и с человеческими головами в лапах. Внизу надпись: «Аспид».

Скоропея
Лев

Интересно отметить, что именно Андрей Чохов в 1586 году отлил бомбарду крупнейшего калибра 890 мм, предназначенную для охраны Кремля, известную сейчас как «Царь-пушка». Первоначально она называлась «Царь» и несла на себе изображение всадника, которым был повелевший отлить пушку царь Феодор Иоаннович. Это был первый известный портрет монарха.

Волк

Сохранились сведения и о других именных орудиях: «Медведь», «Свиток», «Гамаюн», собственные имена которых также были связаны с изображениями, включенными в дизайн изделия. Например, орудие «Три аспида», скованное из трех труб, на местах соединений было украшено изображениями трех змей с раскрытыми пастями.
Как видим, уникальные произведения военно-инженерного искусства XVI–XVII в. несли на себе образы тотемов – свирепого зверя, чудовища или воина, имя которого переходило к нему, завершая и закрепляя формирование брендированного артефакта. Причем найденный однажды удачный визуально-вербальный концепт мог повторяться. Например, орудие «Волк», захваченное врагом во время осады города, Иван Грозный приказал заменить точно таким же. Всего бренд «Волк» дублировался 5 раз.

По мере приобретения опыта русский отливщик Андрей Чохов задумывался о серьезном вкладе в модернизацию литейного дела, потому и пошел в ученики к колокольному мастеру Луке. С ним Чохов отливал колокола для Спасского монастыря Подмосковья. Но прежде всего мастер оставался пушечным.

Царь-колокол

Вы можете себе представить Россию и Матушку-Москву без таких символов, или брендов, как Царь-пушка или Царь-колокол?

The post Андрей Чохов: Царь-пушка и царь-колокол — старинные бренды России first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх