Альфонс Муха: Я не любил это направление и лишь зарабатывал деньги с его помощью

Жёлто-коричневые цвета, характерные завитушки и чёткие контуры, будто нарисованные хорошо заточенным карандашом – картины этого художника легко узнаваемы и очень популярны. Главные герои его работ – красивые рыжеволосые славянки и растительный причудливый орнамент. А ещё в честь этого великого живописца назвали астероид №5122! Конечно же, мы говорим об Альфонсе Мухе (Alfons Mucha).

Альфонс Муха – чешский график и художник, который сумел реализовать себя в декоративно-прикладном искусстве. Он является одним из первых, кто работал в жанрах модерн и ар-нуво (в переводе с французского означает «новое искусство»). Это направление вошло в моду в конце 19-го века, а угасло в 10-х годах 20-го. В творениях Мухи отсутствовали  прямые линии и изгибы, которые были характерны очертаниям природы. Растительный орнамент, изогнутые линии, отказ от углов – вот основные отличительные черты Модерна. Эта тенденция позднее стала использоваться художниками, графиками и архитекторами в последующие годы… Забавно, что Муха не любил направление модерн и лишь зарабатывал деньги с его помощью.

Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины-девушки славянской внешности, которая облачена в свободные одеяния и имеет роскошные длинные волосы. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она – полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. Характер героинь разный: это и леди, покрытая пеленой загадочности, что подтверждает ее улыбка, и миловидные, грациозные дамы. Некоторые персонажи изображены неприступно-роковыми.  И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.

Альфонс Муха появился на свет 24 июля 1860 года в Моравии в поселении Иванчиц в семействе домохозяйки и чиновника судебных органов. Будучи маленьким Муха полюбил пение и был участником хора, который выступал в соборе Св. Петра и Павла в Брно. Без этого в гимназии он продолжать обучение не мог. В те же годы Альфонс впервые попробовал свои силы в живописи.

Завершив обучение в школе, Альфонс решил стать студентом академии искусств в Праге. Но сразу удача не улыбнулась молодому человеку, потому отец помог ему с работой. Муха трудоустроился писарем суда. Появлявшееся свободное время Муха проводил в театре, расположенном неподалеку. Там он выступал в качестве актера, декоратора и художника афиш и разработчика дизайна билетов.

С приходом 1879 года парень получил работу в мастерской театральной фурнитуры «Каутски-Бриоши-Буркхарт». Через два года мастерская была уничтожена пожаром, и Муха перебрался в поселок Микулов. Молодому человеку пришел на помощь случай: его пригласили во владения графа Куэн-Беласси и попросили сделать роспись стен. Владелец пришел в восторг от таланта живописца. В итоге вельможа стал покровителем Мухи и дал обещание проспонсировать обучение молодого человека в академии искусств в Мюнхене.

В 1889 году не стало мецената, который до той поры являлся спонсором нужд Мухи и у него наступил тяжелый период бедности. Чтобы иметь возможность писать картины, художнику требовались финансы, поскольку они уходили на краски и кисти. Потому Альфонс принял решение попробовать зарабатывать самостоятельно. Муха занялся изготовлением такой продукции, как календари, афиши, плакаты и приглашения.

Сара Бернар

Невероятно популярен Альфонс Муха стал благодаря одной женщине — культовой актрисе Саре Бернар. Благодаря представительнице актерского бомонда Франции весь Париж выстроился в очередь за картинами модерниста. Развивалась эта история банально просто….

Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Муха сделал набросок в своём блокноте во время представления, а затем нарисовал эскиз прямо на мраморной плите столика в кафе, за неимением других подручных черновиков. Афиша стала революционной! Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. Альфонс выполнен заказ настолько здорово, что поверг актрису в восхищение и она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра «Ренессанс»! После этого художник перестал нуждаться в заказах.

Жисмонда, 1894

Главной «фишкой» его картин является техника многокрасочной литографии. Это такой способ печати, при котором краска под давлением переносится на бумагу с плоской формы. Правда, Мухе пришлось изобрести собственный метод литографии. Дело в том, что художник был большим поклонником византийского золотого цвета, как бы поблёкшего от времени, а печать тех времён не использовала такие краски.

Второй особенностью его работ стал размер. Мастер ввёл в моду вертикальный продолговатый формат, которым его картины оригинально отличались от остальных.

Также Муха не ограничивался написанием полиграфической продукции – он перешел к картинам. Их он презентовал на собственных выставках, первая из которых состоялась в 1897 году.

Оглушительный успех в биографию Мухи принесло знакомство с потомком ювелира Жоржем Фуке, который попросил Альфонса оформить фасад своего дома и разработать интерьер для магазина.

 

4 ноября 1918 года была провозглашена Чехословацкая Республика, и, естественно, новообразованному государству понадобилась своя валюта и правящие органы обратились к живописцу Альфонсу Мухе с просьбой разработать дизайн денежных купюр, герба и бланков официальной документации. Альфонс Муха не упустил случая увековечить на денежных купюрах портреты своей жены и дочери.

Также в тот период Альфонс работал над эскизом витража для собора Святого Вита в столице республики.

Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей» (1920 г.)
«Присяга общества Омладина под славянской липой» (1926 -1928 гг.),
«Болгарский царь Симеон» (1926 — 1928 гг.)

Труд Мухи оставался популярным на протяжении длительного времени.

В 30-х годах ХХ века произошел старт смены эпох и Альфонс начал утрачивать свою популярность и в самом начале 2-й Мировой войны художник перестал восприниматься властями Третьего рейха, в результате чего его отнесли к врагам и арестовали, заподозрив в антифашистских и националистических замыслах. Его арестовывают, обвиняют в славянофильстве и связи с франкомассонами, допрашивают. В результате чего 79-летний художник заболевает и умирает от пневмонии.

Во время большевистского режима в Чехословакии творчество Мухи считают буржуазно-декадентским. И только в 1960-х годах, стараниями детей художника, его работы возобновляют участие в международной выставочной деятельности. А в 1998 году в Праге открыт Музей Мухи и создан культурный Фонд его имени.

Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.  Хоть сам автор и относился скептически к своим произведениям в жанре Модерн, уже более ста лет ценители всего мира восторгаются ими.

The post Альфонс Муха: Я не любил это направление и лишь зарабатывал деньги с его помощью first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх