Алексей Венецианов: Французское воспитание и любовь к русскому крестьянству

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Автопортрет, 1811
Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости он написал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812). С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
Одно из первых начинаний Венецианова – издание «Журнала карикатур на 1808 год». Эпиграфом к этому изданию он выбрал слова: «Смех исправляет нравы». Журнал просуществовал недолго. После выхода третьего номера «Вельможа» сам император Александр I назвал журнал «несвоевременным», а художнику недвусмысленно намекнули, что чиновнику 14 класса осуждать сильных мира сего не подобает. Но закрытие журнала не помешало Венецианову остаться в глазах потомков отцом русской карикатуры. Природный талант и ученичество у В. Боровиковского позволили ему миновать академическое образование, но оставаться недипломированным художником Венецианов не хотел. В феврале 1811 года он представил на рассмотрение Совета Академии «Автопортрет» с просьбой присвоить ему за эту работу звание «назначенного», т.е. кандидата в академики. В том же 1811 году Венецианов был признан «Назначенным», то есть получил звание академика.
Алексей Венецианов. Вельможа. 1808
Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта и высмеивая Наполеона, так как французское общество и бум на французского воспитания и влияние на русскую культуру умиляли художников. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной. Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.
Портрет К. И. Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками.
Венецианов был членом Общества поощрения художников.После войны 1812 года у аристократии усилился патриотизм и интерес к простому народу. В 1819 г. чиновник оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — купив имение в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра и  создавать свои крестьянские образы. Но уже и до этого он проявлял интерес к простым людям. И даже ещё будучи чиновником, создал свою «Параню».
Мастер пишет картины на бытовой жанр и создаёт немало портретов своих крепостных. А в качестве заднего фона изображает пейзаж с природой средней полосы России. Такое в русской живописи произошло впервые. Это начало истории русского пейзажа. Также это одна из первых работ мастера, приобретённая императором.
Алексей Венецианов. «На пашне. Весна», до 1827 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Программная для Венецианова картина «Гумно» воплощает идею «оживотворения» предметов и пространства разнонаправленными потоками света. Источником вдохновения для художника стал «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» Франсуа Гране. Венецианов увидел картину французского художника в Эрмитаже и был буквально поражен ею. Отныне он стремится писать á lа натура, изображать не подобное, а живое.

Для создания картины крестьянам пришлось выпилить переднюю стену гумна — так пишущий с натуры художник добивается нужного ему освещения. Вместо церковного интерьера капуцинского монастыря Венецианов пишет картину крестьянского труда с простыми русскими людьми в главных ролях. Критик Александр Бенуа назвал «Гумно» «светлой и правдивой картиной».

Алексей Венецианов. «Гумно», 1822–1823 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бревенчатые стены и потолочные балки задают линейные перспективы наполненной светом картины, а фигуры и пейзаж на дальнем плане помогают передать глубину пространства. На переднем плане художник тщательно прописывает крестьян, детали одежды и окружающие их предметы труда: серпы, косы, грабли. Девушка в синем сарафане разматывает онучи — полоски ткани, которыми обертывали ноги при ношении лаптей. «Крестьянская» картина так понравилась императору Александру I, что он купил ее для Эрмитажа.

В картине «Кормилица с ребенком» перед зрителем — кормилица, простая крестьянка, которую взяли в господский дом для выкармливания ребенка. На эту ответственную роль выбирали самых здоровых и красивых женщин. Они освобождались от других работ и носили традиционный русский сарафан и кокошник.

Алексей Венецианов. «Кормилица с ребенком», начало 1830-х, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Статная кормилица нарядно одета: художник тщательно прописывает и синие бусы, к которым тянется младенец, и серьги, и расшитый бисером головной убор. Крестьянка бережно придерживает ребенка руками, уже отвыкшими от тяжелого труда. Торжественность момента подчеркивает падающий на лица свет в противовес темному фону. Художник уловил ощущение единения ребенка и его второй матери — зачастую кормилицы и няньки проводили с детьми больше времени, чем родители.

Любовь к русскому искусству проявляется в его картинах и деятельности Венецианова. В деревне Сафонково он организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. В 1829 году получил звание придворного живописца. А. Г. Венецианов был автором теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».
Очень интересны детские образы Алексея Венецианова. Захарка идёт в лес помогать отцу. Поэтому он несёт топор. В 9-10 лет ребёнок уже был полностью вовлечён в хозяйство. Но при этом Захарка не выглядит несчастным малышом, у которого отняли детство. Наоборот, в нем есть гордость собой, уверенность, готовность к работе.
Алексей Венецианов. Захарка. 1825. Третьяковская галерея, Москва.
Тема русского крестьянства — доминирующая в творчестве художника. Обращение к ней было созвучно эпохе Венецианова и связано с поиском национального идеала. Писатели и художники идеализировали патриархальный быт допетровской старины, противопоставляя его современности. Крестьянство выступает хранителем древних традиций, а их труд и обряды приобретают вневременной смысл, перекликаясь с ритмами природы.
Алексей Венецианов. «Сенокос», до 1827 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В картине «Сенокос» мотив плодородия перекликается с темой материнства как высшего его проявления. Венецианову удается передать гармонию отношений человека и природы. Крестьянка отвлекается от сенокоса, чтобы покормить младенца. Очевидно, его матери принесла девочка постарше. На лице крестьянки ясно отражается усталость, а натруженные руки расслабленно лежат на коленях. Дочь с пониманием смотрит на уставшую мать — ей тоже скоро предстоит и работа в поле, и материнство.

Но физически тяжелый труд изображается как светлый и радостный — это радение о земле и о своих детях, подчеркнутое яркими красками одежды и величавостью стогов уже убранного сена. В изображении крестьянской мадонны с младенцем Венецианов сочетает традиции эпохи Возрождения с любовью и любованием родной землей.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

The post Алексей Венецианов: Французское воспитание и любовь к русскому крестьянству first appeared on Арт-Торги.

Powered by WPeMatico

Прокрутить вверх