Алексей Венецианов: Французское воспитание и любовь к русскому крестьянству
Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости он написал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812). С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
Одно из первых начинаний Венецианова – издание «Журнала карикатур на 1808 год». Эпиграфом к этому изданию он выбрал слова: «Смех исправляет нравы». Журнал просуществовал недолго. После выхода третьего номера «Вельможа» сам император Александр I назвал журнал «несвоевременным», а художнику недвусмысленно намекнули, что чиновнику 14 класса осуждать сильных мира сего не подобает. Но закрытие журнала не помешало Венецианову остаться в глазах потомков отцом русской карикатуры. Природный талант и ученичество у В. Боровиковского позволили ему миновать академическое образование, но оставаться недипломированным художником Венецианов не хотел. В феврале 1811 года он представил на рассмотрение Совета Академии «Автопортрет» с просьбой присвоить ему за эту работу звание «назначенного», т.е. кандидата в академики. В том же 1811 году Венецианов был признан «Назначенным», то есть получил звание академика.
Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта и высмеивая Наполеона, так как французское общество и бум на французского воспитания и влияние на русскую культуру умиляли художников. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной. Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.
Венецианов был членом Общества поощрения художников.После войны 1812 года у аристократии усилился патриотизм и интерес к простому народу. В 1819 г. чиновник оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — купив имение в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра и создавать свои крестьянские образы. Но уже и до этого он проявлял интерес к простым людям. И даже ещё будучи чиновником, создал свою «Параню».
Мастер пишет картины на бытовой жанр и создаёт немало портретов своих крепостных. А в качестве заднего фона изображает пейзаж с природой средней полосы России. Такое в русской живописи произошло впервые. Это начало истории русского пейзажа. Также это одна из первых работ мастера, приобретённая императором.
Программная для Венецианова картина «Гумно» воплощает идею «оживотворения» предметов и пространства разнонаправленными потоками света. Источником вдохновения для художника стал «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» Франсуа Гране. Венецианов увидел картину французского художника в Эрмитаже и был буквально поражен ею. Отныне он стремится писать á lанатура, изображать не подобное, а живое.
Для создания картины крестьянам пришлось выпилить переднюю стену гумна — так пишущий с натуры художник добивается нужного ему освещения. Вместо церковного интерьера капуцинского монастыря Венецианов пишет картину крестьянского труда с простыми русскими людьми в главных ролях. Критик Александр Бенуа назвал «Гумно» «светлой и правдивой картиной».
Бревенчатые стены и потолочные балки задают линейные перспективы наполненной светом картины, а фигуры и пейзаж на дальнем плане помогают передать глубину пространства. На переднем плане художник тщательно прописывает крестьян, детали одежды и окружающие их предметы труда: серпы, косы, грабли. Девушка в синем сарафане разматывает онучи — полоски ткани, которыми обертывали ноги при ношении лаптей. «Крестьянская» картинатак понравилась императору Александру I, что он купил ее для Эрмитажа.
В картине «Кормилица с ребенком» перед зрителем — кормилица, простая крестьянка, которую взяли в господский дом для выкармливания ребенка. На эту ответственную роль выбирали самых здоровых и красивых женщин. Они освобождались от других работ и носили традиционный русский сарафан и кокошник.
Статная кормилица нарядно одета: художник тщательно прописывает и синие бусы, к которым тянется младенец, и серьги, и расшитый бисером головной убор. Крестьянка бережно придерживает ребенка руками, уже отвыкшими от тяжелого труда. Торжественность момента подчеркивает падающий на лица свет в противовес темному фону. Художник уловил ощущение единения ребенка и его второй матери — зачастую кормилицы и няньки проводили с детьми больше времени, чем родители.
Любовь к русскому искусству проявляется в его картинах и деятельности Венецианова. В деревне Сафонково он организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. В 1829 году получил звание придворного живописца. А. Г. Венецианов был автором теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».
Очень интересны детские образы Алексея Венецианова. Захарка идёт в лес помогать отцу. Поэтому он несёт топор. В 9-10 лет ребёнок уже был полностью вовлечён в хозяйство. Но при этом Захарка не выглядит несчастным малышом, у которого отняли детство. Наоборот, в нем есть гордость собой, уверенность, готовность к работе.
Тема русского крестьянства — доминирующая в творчестве художника. Обращение к ней было созвучно эпохе Венецианова и связано с поиском национального идеала. Писатели и художники идеализировали патриархальный быт допетровской старины, противопоставляя его современности. Крестьянство выступает хранителем древних традиций, а их труд и обряды приобретают вневременной смысл, перекликаясь с ритмами природы.
В картине «Сенокос» мотив плодородия перекликается с темой материнства как высшего его проявления. Венецианову удается передать гармонию отношений человека и природы. Крестьянка отвлекается от сенокоса, чтобы покормить младенца. Очевидно, его матери принесла девочка постарше. На лице крестьянки ясно отражается усталость, а натруженные руки расслабленно лежат на коленях. Дочь с пониманием смотрит на уставшую мать — ей тоже скоро предстоит и работа в поле, и материнство.
Но физически тяжелый труд изображается как светлый и радостный — это радение о земле и о своих детях, подчеркнутое яркими красками одежды и величавостью стогов уже убранного сена. В изображении крестьянской мадонны с младенцем Венецианов сочетает традиции эпохи Возрождения с любовью и любованием родной землей.
Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.
The post Алексей Венецианов: Французское воспитание и любовь к русскому крестьянству first appeared on Арт-Торги.